On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.06 15:37. Заголовок: Кельтская музыка для гитары


Кельтская музыка для гитары
Автор статьи: Pat Kirtley.

Исполнение кельтской музыки - фольклорной и традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Уэльса и Бретони на акустической гитаре - относительно недавнее нововведение. Эта довольно древняя музыка, часть которой датируется XIV веком и ранее, не исполнялась повсеместно на гитаре вплоть до XX века. Историческими инструментами, использовавшимися в такой музыке, были арфа, скрипка, флейты, вистлы, кнопочный аккордион, различные виды волынок (хайланд пайпс, иллианская волынка, смол пайпс) также как и многочисленные барабаны и перкуссии. Соответственно, звучание этой музыки в большой степени наполнено нюансами именно вышеперечисленных инструментов и одной из задач, появившейся с началом исполнения ее на гитаре, является сохранение такого звучания. Всего лишь несколько исполнителей были удачливее других в переложении музыки для гитары, а именно это были Дак Бэйкер, Дэйви Грэхем, Мартин Карси, Дэйв Ивнс, Джон Ренборн и Пьер Бенсусан. Отдавая дань процветанию кельтской гитарной музыки в США, этот список был бы не полон без упоминания Стефана Гросмана. Он важен тем, что привлек внимание публики к работе современных гитаристов, играющих кельтскую музыку, посредством выпуска записей, нотных сборников по табулатурам и кассетных уроков. Его деятельность с "Кикинг Мьюл", "Шаначи Рекордз" (*Названия известных фирм звукозаписи, выпустивших огромное количество кельтской музыки, - Прим. ЛК) и его гитарные мастер-классы продолжают привлекать наше внимание к работе великолепных гитаристов.

Совсем немного истории

Традиционная музыка Ирландии и Шотландии стара и это написано во многих книгах, повествующих скорее о музыкальной истории нежели о музыке. Некоторые из этих книг перечислены в приложении в конце этой статьи. Особый интерес для гитаристов представляют основные изменения в музыке и инструменты, под влиянием которых они происходили. Оказывается, что ирландская традиционная музыка, например, претерпела мало изменений в течении довольно долгого периода времени (предшествующего последнему тридцатилетию). Мы не будем вдаваться в подробности, почему случилось именно так (подобно некоторому застою в шотландско-ирландских фолк-песнях в Аппалачах в XVII и XVIII веках в Америке), но пользой от этого явилось то, что современные исполнители имеют возможность посредством записей и музыкантов, обученных традиционалистами, уверенно вводить гитару в традиционную музыку.
Где были корни традиции? Если вы послушаете арабскую и ближневосточную музыку, вы сможете услышать большинство характеристик, совпадающих с традиционной ирландской и шотландской музыкой. В частности, выражение обеих музыкальных традиций идет посредством мелодии и ритма. Сложность обоих стилей музыки состоит в мелодике и ритмике. Реже вы сможете найти выражение музыки в рамках более западных концепций посредством гармонии и контрапункта. В этом кроется уникальность (и проблема). Как у соло-гитаристов, у нас нету стандартного метода создания какого-либо перкуссионного ритма, лежащего в основе жиг и рилов, как не разработано (у большинства из нас!) искусное мелодическое голосоведение и орнаментация, скажем, в ирландской скрипичной традиции. Если мы обратимся к обычному методу гитарной аранжировки, примененному к кельтской музыке, нагромождая ее аккордами, перемежая басовой линией и гармонией, мы последуем в неверном направлении. Для того чтобы понять, с чего следует начинать, совершенно точно необходимо послушать традиционных исполнителей (не гитаристов) и группы. Просто перебирающие струны гитаристы могут приблизиться к стилям игры ведущих инструментов (скрипок, волынок, флейт, вистлов), в то время как деятельный гитарист может стремиться к имитации целого ирландского бэнда! Для того, чтобы поддерживать традицию, всегда помни о ней, аранжируя и исполняя музыку.

Форма

Необходимо знать строение кельтских мелодий прежде тем как начать их разучивать. Даже если вы не музыкант, понимание формы доставит вам больше удовольствия от прослушивания музыки. В привычных для нас поп и кантри, существуют формы, определяемые как куплет, припев и проигрыш. Почти вся поп-музыка структурирована таким образом. Типичная песня может иметь форму "куплет, куплет, припев, куплет, проигрыш, припев". В кельтской музыке части просто обозначаются буквами алфавита, например, часть А, часть B и т. д. Типичная ирландская или шотландская мелодия может иметь форму AABB или ABAB. Форма AABB присуща жигам и рилам. Иногда мелодия может иметь части C, D и E. Если вы послушаете местную группу, играющую ирландскую или шотландскую музыку и ненадолго задержитесь рядом с ними, вы услышите такую часто используемую структуру формы. Иногда части поразительно отличаются друг от друга, как в поп-музыке мы бы обозначили это "куплет-припев", но в некоторых мелодиях разница между частями призрачна, почти как если бы они были просто варициями на тему. Музыку становится легче воспринимать после того как вы мысленно свяжете эти простые буквенные обозначения с музыкальными переходами, которые вы слышите. Большинство традиционной аппалачской скрипичной музыки и Блюграс структурированы тем же способом.
Другой часто используемой концепцией является составление мелодий в циклы (сеты). В ирландской музыке сет - это ряд из двух или более мелодий, сгруппированных вместе и исполняемых как единое целое. Происхождение такой концепции, видимо, происходит из танцевальной традиции. Большинство кельтских мелодий являются танцевальными и сами по себе они очень короткие. Единственный способ позволить танцорам не останавливаться - это продолжать играть. Сами по себе мелодии очень коротки, сет из трех мелодий тоже, однако, составляет 4 или 5 минут. Подбор мелодий для сета иногда делается в разном темпе (для контраста) или в одном и том же. Одним из творческих аспектов для групп является поиск мелодий, которые хорошо вписываются в один и тот же сет.

Стиль и орнаментация

Удачное переложение кельтской музыки для гитары влечет за собой несколько моментов. Один из них состоит в том, что вы должны стараться играть больше чем за один инструмент. Во многих случаях вы должны быть способны к ведению линии баса, ритма и мелодии. Отдельные медленные мелодии не являются строго ритмическими, но для правильного звучания требуют выигрывания контрапунктов (перекличек между мелодией и басом). Другой момент заключается в имитации стиля игры других инструментов. Довольно важным шагом на начальном этапе представляется простое восприятие на слух таких инструментов. Необходимость слушать аутентичных ирландских и шотландских музыкантов не может быть преувеличена. Почти вся традиционная музыка, исполняемая в США даже лучшими американскими музыкантами является производной от музыки Британских Островов. Аранжировки и стили на протяжении многих лет доходили до Америки, будучи передаваемыми от одного музыканта к другому. В то время как это дало нам интересные расхождения, мы должны слушать как можно ближе к источнику и, насколько это возможно, добиваться первоначального смысла музыки. Послушайте такие ирландские команды, как Bothy Band, De Dannan или The Chieftains, например. Послушайте каждый инструмент в отдельности. Обратите внимание на настоящих ирландских скрипачей (напр. Tommy Peoples или Sean Keane). Сконцентрируйтесь на том, что есть уникального в инструменте и манере игры. В случае с ирландской флейтой и вистлом вы услышите едва различимые вибрато и множество слайдов между нотами. В случае с арфой, вы заметите многообразие созвучий в мелодии, подобно одновременному перезвону бубенцов. Слушая волынку, заметите объемные трели, неснимаемый звук между нотами (по-другому никак) и постоянный бурдон самого низкого дрона. В игре скрипок вы услышите виртуозно быстрые и сложные элементы орнаментации, зачастую 5 или более нот пролетающих в одну десятую секунды. После всего этого, вы сможете более экспрессивно играть на гитаре, подражая стилям этих инструментов. Также уделяйте внимание ирландским и шотландским традиционным музыкантам и группам, выступающим в живую. Если вы хотите точно и успешно исполнять кельтскую музыку на гитаре, это не руководство к действию, а обязанность. Вы будете придавать музыке новый смысл. Старайтесь передавать этот драйв и выразительность в своей игре.
Тональности

Если вы сойдетесь с группой ирландских музыкантов, вы быстро заметите, что почти все, что они играют находится в тональности ре мажор, соль мажор или смежных с ними. Это происходит потому, что большинство исполнителей использует ладовый или фиксированный строй диатонических инструментов; обыкновенные флейты, кельтские арфы, волынки и т. д. В них еще при изготовлении были заложены ограничения подобно губной гармошке: они благосклонны только к некоторым тональностям, что делает почти полностью невозможным игру в других ключах. Как гитарист, вы можете выбрать одну из стратегий. Первая заключается в перестройке вашей гитары в другой строй. DADGAD - это строй, используемый многими гитаристами, позволяющий определенно покровительствовать тональностям ре мажор, соль мажор и ля минор. (Прим. Dee Курцмана: DADGAD позволяет играть модальные аккорды, не мажорные и не минорные, без терции ("нейтральные"); на обычном строе надо пальцем эту терцию глушить, чтобы добиться такого эффекта.) Другим решением будет просто перестроить нижнюю ми в ре. Это дает больше простора и благозвучия в тональности ре мажор. Конечно, вы можете остаться и в стандартном строе, но открытая нижняя струна ми будет звучать намного менее выйгрышно. Если нижнее ми перестроено в ре и при этом вам надо сыграть что-нибудь в ми мажоре, вы можете легко поставить каподастер на второй лад (со временем переключение обратно из ре в ми будет даваться вам тоже легко).

Альтернативный строй

Большинство играющих кельтскую музыку на гитаре тяготели к альтернативным строям и много ирландской и шотландской гитарной музыки, слушаемой сегодня, исполняется также в строях, отличных от стандарта. Как уже отмечалось выше, ре мажор является любимой тональностью и нормально настроенная гитара не очень приветствует эту тональность. Некоторые гитаристы, такие как Дэйви Грэхем и Пьер Бенсусан, играли в строях EADEAE или DADGAG, позволяющим звучать квартам, квинтам и октавам. Такой строй представляется хорошей основой для воссоздания тональностей бурдонных инструментов. Для большинства музыкантов такая настройка покажет способ играть в этих тональностях при помощи открытых струн.
Использование альтернативного строя - это ни в коем случае не только то, что н еобходимо в этой музыке и я надеюсь что любой человек, играющей в любом строе может учиться играть какую угодно музыку (и это включает в себя стандартную настройку). Дак Бэйкер сопротивлялся использовать любую из радикальных настроек и подарил нам несколько самых проникновенных толкований ирландской музыки на сегодняшний день. Лично для меня, использование DADGAD и аранжировка ирландских и шотландских мелодий всегда шли рука об руку. Британский гитарист Дэйв Иванс всегда ассоциировался со строем CGDDAG, а оба Мартин Карси и Дэйви Грэхем - с EADEAE. Пьер Бенсусан создал школу игры в DADGAD. Короче говоря, настройка предлагает решать определенные задачи и получать возможности, а результаты добавляют разнообразие в музыку.

Музыка

В этом жанре нет недостатка в выборе. Только одна конкретная коллекция ирландских мелодий насчитывает более 1800 вещей! Включенная в приложение дискография, надеюсь, поможет сориентироваться в выборе мелодий для исполнения. Большинство гитаристов рано сталкиваются с музыкой ирландского композитора Турлоха О'Кэролана XVII века. Очень многие из его мелодий были аранжированы для гитары и доступны в табулатурной записи. Его музыка была сочинена для арфы и почти ничего из нее не существует в своей первоначальной форме. То, что осталось от нее - это то, что передавалось из поколение в поколение на протяжении долгих лет и во многих случаях сохранилась лишь одна мелодия. Это также относится и к ирландским мелодиям. По этой причине вы будете слышать одни и те же мелодии в разных гармониях и, конечно, вы сами можете принять участие в процессе поиска вашей собственной гармонической идеи, дополняющей мелодию. Способ, которым вы гармонизируете мелодию, станет частью вашего творчества. Будьте готовы к критике со стороны наиболее ревностных ирландских музыкантов, если переборщите с творческой стороной дела. Музыка Ирландии и Шотландии может стать мостиком в таинственный и не относящийся к определенному времени мир; место, только недавно ставшее посещаться гитарой. И здесь много неисследованного пространства.

Где найти материал

Гитаристы могут назвать несколько источников для изучения азов игры кельтской музыки. Самой уважаемой книгой является издание, собранное капитаном Френсисом О'Нилом в позднем XIX столетии. Собранные О'Нилом почти 2000 мелодий используются сегодня исполнителями на всех инструментах. Для гитаристов основная мелодия и ритм, записанный в этих мелодиях, являются формой и каркасом для полных аранжировок. В этом отношении нужно упомянуть, что музыка, написанная и аранжированная для других инструментов, как скрипка, может стать плодородной почвой для гитариста в поисках нового материала.
Если вы не чувствуете себя творческим человеком, большинство мелодий были уже аранжированы и записаны гитаристами, а так же доступны в табулатурной записи. Последние выпуски студии "Шаначи" примечательны тем, что ко многим из них к CD прилагается и табуляция.

Мой личный подход

Всегда, насколько я могу это вспомнить, в музыке меня привлекала неоднозначность тональности. Под этим я имею в виду музыку, которая не несет в себе достаточно гармонической информации, позволяющей судить мажор это или минор, например, могут ли быть здесь кварты или квинты, а не терции. Впервые я был ошеломлен таким качеством в средневековой музыке и ранней музыке XIII и XIV века. Более поздняя музыка, подобно Бартоку и Хиндемиту (не забывая Джонни Митчел и Дэвида Кросби!) также имеет эту гармоническую черту. Искренняя волыночная музыка также имеет это свойство и когда я впервые услышал аранжировку ирландской музыки на гитаре (это был Джон МкКормик, играющий особенно атональную версию The Blarney Pilgrim), я понял, что эта вещь была почтенного возраста, странной и обладала тем неоднозначным качеством, которое я так любил. С того дня я начал учиться музыке и это было для меня перспективным занятием. Я считаю, что современные гитаристы должны осознавать, что, возможно, мы является всего лишь первым или вторым поколением, пытающимся внедрить наш инструмент (сольно) в эту богатую музыкальную традицию. Первые шаги были сделаны Даком Бэйкером, Мартином Карси, Пьером Бенсунаном, Дэйвом Ивансом и Дэйви Грэхемом. Другие музыканты сделали неоценимый вклад, включая Джона Ренборна, Мартина Симпсона, Питера Фингера, Арти МкГлина и Сета Остена.
Когда я исполняю некоторые из моих любимых ирландских мелодий для других гитаристов и замечаю вспышку интереса с их стороны, я обычно приношу им свои извинения за "заражение" их ирландской музыкой. Для меня это стало страстью, которая только накаляется, чем дольше я занимаюсь исполнительством.

Переводчик: Ложкомоева Екатерина.

"Музыка излучает такую же энергию, как солнце.
Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле,так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе." Дм. Кабалевский
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]







Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.08 01:40. Заголовок: О, забавно, позавчер..


О, забавно, позавчера только слушал его альбом:). А кто переводил статью?

flute player Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.08 10:35. Заголовок: Перевод Гоблина :-) ..


Перевод Гоблина :-) шучу. Переводчика подписал в самом низу статьи (Ложкомоева Екатерина)

"Думая,что вы можете или думая,что вы не можете - в любом случае вы правы". Г.Форд Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Откуда: Украина, Киев
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.08 13:08. Заголовок: О, Ложкомоеву Екатер..


О, Ложкомоеву Екатерину знаю)))! Скрипачка, кстати).

flute player Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.09 20:08. Заголовок: Ganainm Да, спасибо..


Ganainm
Да, спасибо.
...а как тебя зовут? :)

Катя Ложкомоева

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет