On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.08 15:39. Заголовок: Учебник ирландской скрипки!


Изучение ирландской скрипки
(свободный перевод(с комментариями) с английского Загоруйко Александра(Minstrel))

Автор:
Version 8.2 (May 25, 2005)
Larry Sanger.

Вступление: Это учебник для тех,кто хотел бы научиться играть на скрипке в ирландском стиле.
Я начинал с книги "An Appreciation of the Donegal Fiddle" и с тех пор многие задавали мне вопрос: "Как мне улучшить игру на скрипке?"
Я имею в виду,что все это рассматривается в контексте ирландского стиля игры на скрипке.
Некоторые мои советы применимы и для других стилей и,конечно, инструментов.
Многое адресовано начинающим скрипачам,которые не имеют возможности приехать в Ирландию или другие места(Бостон или Лондон),где много фиддлеров.(от слова "fiddler" - скрипач)
Если вы сможете найти себе преподавателя,который научил бы вас игре на ирландской скрипке,то нет причин отказываться! Ни одна книга не заменит учителя!

Содержание:
1. Для новичков ирландской музыки и скрипки
2. Физиология,восприятие музыки на слух, чтение с листа,стиль,сейшны, тюны.
3. Совершенствование техники.
4. Орнаментация и вариации.

1. Для новичков ирландской музыки и скрипки

Сначала для тех,кто только собирается научится играть.
Покупка первой скрипки: Как правило,не следует тратить меньше
$250 на первую скрипку,потому что все,что стоит меньше обычно трудно назвать инструментом и,как следствие, это будет мешать тренироваться и экспериментировать.
Вообще мне трудно сказать,как должна звучать скрипка. Если вы раньше не играли на скрипке,то не стоит идти в магазин самому.
Попросите знакомого друга-скрипача или учителя.
Если у вас нет таких знакомых,то было б хорошо,если бы вы купили так называемую "студенческую" модель,скажем,за $500. Они прилично звучат и позволят вам тренироваться без проблем.
Попросите продавца поиграть на ней в магазине или сами попробуйте.
Если у вас совсем мало денег,то я все-равно не советовал бы брать скрипку дешевле,чем $100.Лучше поднакопить еще денег и купить хороший инструмент,чем с такой "псевдоскрипкой" мучиться.
Можно также взять скрипку напрокат.
Это хорошая идея,особенно если вы еще не решили,что будете точно играть на скрипке или если денег у вас недостаточно для покупки хорошего инструмента.

Какие струны выбрать:
Я(и многие другие скрипачи) рекомендуют хромированные струны на стальном тросике(так называемые chrome-on-steel).
Они отличаются отзывчивостью и чистотой тона. Отзывчивость - это время между проведением смычка и звуком,который мы слышим.
Для орнаментаций вроде ролла(roll) или триплета(triplet) это очень важно.
Мне нравятся Jargar и Pirastro Chromcore.
Но вообще выбор струн - дело индивидуальное. Если ваша скрипка громко и резко звучит,а вы хотите добиться более мягкого звучания, то подойдут вместо хром-на-стали перлоновые струны(perlone-core),вроде
Dominant. В последнее время такие струны популярны среди классических скрипачей. Часто рекомендуют D'Addario Helicores.
Thomastik Infelds тоже синтетические,но относительно звонкие.
Нужно пробовать разные струны,чтобы определить то,что вам нравится.

Принадлежности:
1.Скрипичные принадлежности: смычок,канифоль,мостик,струны
2.Тюнер (для работы с интонацией)
3.Метроном (для работы с ритмом)
4.Компьютерные программы для замедления музыки (вроде Sound forge)
Также очень нужно и важно иметь записи ирландских скрипачей!

Для начинающих скрипачей.Начинаем:
Замечу,что обучать по книге таким вещам,как владение смычком дело не очень перспективное.Я опишу лишь базовые механизмы,суть.
Гораздо лучше,если вы посмотрите видео материалы.
Их в интернете предостаточно.
Самое сложное - первые несколько месяцев игры на скрипке.
Очень желательно сразу идти по правильной дороге,потому что потом исправлять
свои ошибки будет очень сложно.
На начальном этапе важно просто подражать кому-нибудь.Стараться играть так,как
другие. Потом (с годами) от этого отойдешь сам.
В любом случае желание и настойчивость - вот ваш учитель!

Для начинающих фиддлеров. Почему не нужны классические уроки? Помогут ли они?
Это большая тема. Вообще первые несколько месяцев игры у фиддлеров и
классических скрипачей одинаковы. Поэтому не помешают занятия у преподавателя классической скрипки. Тут важно научиться держать скрипку,смычок, извлекать чистый и красивый звук. Это везде надо уметь.
Но в последствии классическая техника может помешать развитию ирландского стиля. Представьте, вы пришли к художнику,который рисует в стиле Пикассо и просите его научить вас рисовать в реалистическом стиле. Конечно же он вас не научит. Основы живописи он даст,да, но стиля не будет!
Многие лучшие фиддлеры не имели или почти имели классического скрипичного образования.Конечно,есть и классически обученые фиддлеры,но в этом случае в их игре могут прослеживаться намеки на классический стиль.
Но опять же - классическая техника игры не повредит на начальном этапе обучения.

Примечание переводчика: Совсем не все классические скрипачи смогут грамотно сыграть в ирландском стиле! Но им,безусловно, будет проще перейти на фиддл,чем тем,кто не играл вообще: если вы один язык уже знаете,то другой выучите без особых проблем, но "думать" вы всегда будете на первом языке! Идея понятна.

Что делать,если там,где я живу вообще нет преподавателей ирландской скрипки?
Примечание переводчика: ну это для всех нас тема :-))
У нас-то и нормальных фиддлеров нету.


Взгляните на эту тему с другой стороны: учитесь у лучших ирландских фиддлеров!
(Tommy Peoples, Michael Coleman, John Doherty, Paddy Canny,Sean Keane и т.д)
Это не шутка.У меня тоже не было учителя, первые несколько месяцев я обучался в разных местах и у разных людей.
Но я учился стилю по слуху.
Я думаю,что мой стиль не пострадал от отсутствия учителя,но,думаю,в процессе обучения я бы сделал меньше ошибок и быстрее бы продвигался.
Старайтесь копировать их манеру игры даже если у вас ничего не получается.
Не занимайтесь,если у вас нету настроения или желания. Важно превратить само обучение в
игру,тогда и результаты будут выше.

Тем,кто уже играл на скрипке: изучение ирландского стиля.
Если вы ранее играли на скрипке,то вы уже наверняка имеете базовые навыки.
Но это не значит,что если вы хорошо играете на классической скрипке,то будете хорошо играть
и на фиддле.Если вы хотите выучиться традиционному стилю,то слушайте больше записей.
Многие классические скрипачи с успехом перешли в традиционный стиль.
А еще важно помнить,что нельзя изучить стиль по нотам!
Ориентируйтесь на слух.
Базовые методы самообучения игре на фиддле.
Кажется,что нет такого простого способа,который позволил бы научиться стилю,но на
самом деле это не так.
Способ этот прост: подражайте известным фиддлерам и не останавливайтесь в изучении
тюнов(он англ. tune - мелодия)
Обе части этого метода важны.
Подражание другим фиддлерам научит вас технике и стилю,тогда как
изучение новых тюнов даст гарантию,что вы более или менее совершенствуетесь,ведь
каждый тюн содержит что-то новое.

Примечание переводчика:
Скажу несколько слов о тюнах.
Это слово - "мелодия". Имеются в виду традиционные мелодии.
Всего их существует великое множество! К примеру, всем известная Greensleeves или
Ev chistr ta laou(бретонская народная, даже у группы Scooter используется эта тема в "Faster, Harder, Scooter")
Многие кельтские группы не придумывают мелодии,а просто берут тюн, делают
аранжировку, добавляют орнаментацию,вариации и т.д.


2. Физиология,восприятие музыки на слух, чтение с листа, стиль, сейшны, тюны.

Физиология занятий на скрипке:
Примечание переводчика:
Очень полезная тема!


Широко распространена ошибка,которую делают начинающие фиддлеры - они учатся слышать свои ошибки! Как тут думать о совершенствовании?
Гораздо важнее слышать хороший звук,который извлекаешь!
Концентрируйтесь на том,как вы его получаете и какие ощущения испытываете.
Прогресс в игре на скрипке состоит вовсе не в том,чтобы избегать ошибок. Он состоит в том,что, не обращая внимание на ошибки, думать только о хорошей игре.
Ведь ошибок не совершает тот,кто ничего не делает.
К тому же постоянная концентрация на своих игровых "грехах" демотивирует.
И еще, не сравнивайте себя с другими скрипачами, если еще недостаточно уверены в своей игре. Это также убивает желание заниматься.
Почему бы просто не играть в свое удовольствие,пусть даже и не как Кевин Бурк(Kevin Burke)?
Конечно, я не имел в виду,что надо буквально игнорировать все свои грубые ошибки.Знайте о них,но не зацикливайтесь!
Наслаждайтесь каждым красивым звуком,который можете извлекать!Это очень-очень важно! Я бы сказал,что это единственная вещь,о которой надо всегда помнить в обучении,кроме....

Важнейшее значение слушания:
Спросите любого хорошего ирландского музыканта: "Какая самая важная вещь для
изучения традиционной ирландской музыки?"
Вам ответят: "Слушать".
Когда я спросил Шимуса Конноли(Seamus Connolly),великого фиддлера, об этой самой вещи,он ответил просто: "Listen"(слушай).
Слушать лучших фиддлеров,учиться у них стилю! Когда я обучался, я это
сотни раз себе повторял! Слушайте всегда и везде: когда моете посуду,едите в машине и т.д.
Слушайте так часто,как можете! Я лично слушал намного больше,чем играл, и я думаю,что это мне сильно помогло и облегчило обучение.

Так в чем же вся польза слушания?
1. Вам станут знакомы многие тюны. Если вы захотите изучить их, будет гораздо проще.
2. Это будет вас вдохновлять на обучение.
3. Вы натренируете свой слух.
В конце-концов вы изучите стиль ирландской музыки,которая,возможно,вдохновила вас впервые взять скрипку.

Но кого слушать?
В первую очередь соло,скрипачей без аккомпанемента.
Чем больше будете слушать соло,тем потом будет проще узнавать инструменты,когда будете слушать группы.
А еще вам проще будет в этом случае понять,какие украшения используются,как играется тот или иной фрагмент.
Советую слушать: Michael Coleman, James Kelly, Kevin Burke, Paddy Canny, Tommy Potts, Andy McGann, Frankie Gavin, John Doherty, Paddy Glackin, Tommy Peoples и других.
Вы также научитесь узнавать различные "диалекты" ирландского стиля, вроде Донегальского (Donegal) или Слайго(Sligo).
Я настоятельно вам рекомендую,чтобы прослушивание этой музыки стало существенной частью вашего музыкального образования.

Где же найти такую музыку?
Примечание переводчика:
Я не буду переводить эту тему - она почти бесперспективна в России.
Автор пишет о разного рода покупках в магазинах Amazon и т.д.
Я выскажу свое мнение по данному вопросу.
Если вы из Москвы или Питера - вам гораздо проще.
Но если вы из других городов,то единственный способ - скачивать с интернета.
Конкретно ссылки я не буду приводить,но назову форумы и сайты,где помогут:
www.fiddle.fastbb.ru - единственый в России форум по ирландской скрипке.
Также можете написать мне на мэйл - greatministrel@mail.ru
Буду рад помочь!
еще ссылки на сайты с форумами:
www.highlands.ru, www.tinwhistle.ru
Спросите на форуме,вам ответят.
Еще попробуйте поискать в www.google.ru. На русскоязычных сайтах вполне
можно отыскать бесплатную музыку,а вот на иностранных - тяжело.


Для тех,кто хочет обучаться классической скрипке.
Я думаю,что наибольшая ошибка музыкантов,играющих не ирландскую музыку,состоит в том,что они беруться судить о том,чего не знают в достаточной степени.
Я никогда не говорил и не подразумевал,что я знаю ирландскую музыку, когда не знал ее(на начальном этапе)
Поэтому у меня не было дополнительного препятствия,которое становится на пути других людей, не отдающих себе отчет в том, что они не знают традиционную музыку.
Можно ли считать,что вы хорошо знаете классику,если слушали всего несколько произведений Бетховена и Моцарта? Конечно нет.
Если из ирландской музыки вы слышали только Энию(Enya) или Ривердансе(Riverdance), то не стоит наивно полагать,что вы хорошо в ней разбираетесь.

Распознавание тюнов на слух.
Возможно,в этом вопросе труднее всего дать совет. Но поверьте мне - результат будет налицо.
Изучайте тюны на слух(запоминайте их без использования так называемого "чтения с листа") и как можно больше. Хорошие фиддлеры так и делают,но если вы новичок,то такие перспективы вас могут слегка напугать. Начинайте с чего-нибудь простого: песни(songs),медленные джиги(slowly jigs), хорнпайпы(hornpipes) и т.д.
Хорошая идея пробовать играть произведения,которые вам уже известны,вроде Гринсливса(Greensleeves). Это вполне реально. Чем больше вы будете играть,тем легче вам будет.
Не нужно быть гением,чтобы научиться этому, необходимо лишь упорство.

В чем недостаток метода "чтение с листа" при изучении традиционной музыки.
Изучение по слуху важно для изучения орнаменации,акцентов, ритмических вещей и т.д.
Просто напросто стиль музыки нельзя выучить другим способом.
В нотах никогда не указан стиль.
Вы обнаружете,что,изучая тюны по слуху,вам легче запоминать их. Сложнее запоминать ноты,написанные на листе. Здесь,как известно,действуют разные полушария мозга.
Многие люди, которых я знаю, к сожалению, пытаются изучать ирландскую музыку по методу "чтение с листа". Они играют ноты,но в их музыке нету стиля.
Я ничего не имею против того,что вы изучаете тюны методом "чтение с листа" на начальном этапе. Но отходите от этого по мере изучения тюнов.
Примечание переводчика:
Дело в том,что украшения не пишутся в нотах,они придумываются что называется "на ходу". Есть такое правило,что хороший фиддлер никогда не сыграет одну и ту же мелодию одинаково.

В чем приемущества метода "чтение с листа".
Есть одно неоспоримое приемущество этого метода - вы можете быстро
учить ноты тюны и совершенствовать свою технику.
Но этот метод надо рассматривать просто как обучающий.

Где же найти тюны?
Примечание переводчика:
Опять я выскажу свою точку зрения,так как советы автора неактуальны для большинства жителей России. Заходите на форумы,вам подскажут.
На сайте www.tinwhiste.ru много сборников нот. У меня на форуме www.fiddle.fastbb.ru в разделе "полезные ссылки" тоже много ссылок на ноты.
А вообще тюны можно искать и в англоязычных сайтах,точнее как раз там и надо их искать в первую очередь,так как они бесплатны!


Стиль.
Где-то лет 75 назад вообще не существовало такого понятия как "ирландский стиль".
Если ты играл на фиддле,то значит ты играл в каком-то "диалекте" ирландского стиля.
Он мог различаться от одного города к другому,не говоря уже о странах(Ирландия,Шотландия,США и т.д)
Развитие звукозаписывающих технологий ситуацию значительно изменили.
Появился гибрид ирландского стиля, так называемый "сэйшеновый(ударение на первый слог) ирландский стиль"(session irish style),который стал более или менее общим.

Почему стиль так важен?
Сравните какого-нибудь великолепного скрипача и фиддлера,скажем, Томми Пипплза(Tommy Peoples). Оба замечательно владеют инструментом.
Но если каждый из них сыграет какое-нибудь традиционное произведение, к примеру, The Oak Tree, то разница будет очевидна - она в стиле.
Стиль - это то,что делает одного скрипача твоим любимцем, в то время как другой не вызывает у тебя никаких чувств и эмоций.
По этой причине,если вы хотите научиться играть на фиддле,вы должны больше думать о стиле. Игра на фиддле без изучения стиля равносильно тому,что вы учитесь рисовать,но не знаете,что хотите получить: сюрреалистичные картины или пейзажи. Бесцельна будет учеба.
Стремитесь прежде всего к стилистическому прогрессу!

Специализация.
Суть этого вопроса в том,чтобы определить для себя,в каком конкретно стиле вы хотите играть?(донегальский,слайго,шотландском и т.д).
На самом деле освоить все стили нельзя. Изучение "всего по-немногу" не приведет к хорошим стилистическим результатам.
Если вы пока не уверены,какому стилю отдать предпочтение,то пытайтесь играть в таком стиле,как ваш любимый фиддлер(к примеру, Томми Пипплз).Копируйте его манеру.

Игра на сэйшенах(sessions).
Примечание переводчика:
Нда.. у нас и сэйшенов-то нету(ну кроме Москвы)
Наверное я не буду это переводить,кому надо - обратитесь ко мне,я переведу специально для вас :-)
Суть сэйшенов - собирается группа музыкантов и играют тюны :-)
Совсем без подготовки! как импровизация. если ты флейтист или фиддлер,к примеру,и знаешь мелодию,которую другие играют,то ты можешь подключиться к ним.


3. Совершенствование техники.

Техника и стиль.
Техника - это одно,а стиль - другое. Хороший фиддлер и в том,и в другом хорош.
Но если уж быть в чем-то хуже,то тогда в технике.
Я соглашусь с некоторыми своими друзьями,утвержающими,что лучше слушать стилистически хорошего фиддлера,но с отностительно невысокой техникой,чем технически совершенного фиддлера,но без стиля.
Но поймите меня правильно - техника важна. Но,может быть,она важна по одной причине - без нее нельзя добиться задуманного и выучить должным образом стилистику.
В любом случае вам нужно развивать хорошую интонацию,ритмику,умение управлять смычком и так далее,чтобы уметь извлекать тот звук,который хотите.

Пользуйтесь метрономом.
Позвольте мне рассказать о 2-х плюсах использования метронома:
1. Совершенствование ритма (плохой ритм - очень частая проблема)
2. Научите себя играть четко.
Я говорю это исходя из своего опыта обучения студентов и самообучения.
Если во время игры вы ускоряетесь или не можете должным образом сохранять ритм,то я советую половину вашего тренировочного времени посвятить игре под метроном.
Я уверен,что через 3 месяца результаты будут впечатляющими.
Просто возьмите метроном,включите его и играйте. Только убедитесь,что вы хорошо слышите щелчки и выбрали подходящую скорость.
Запомните еще,что умение играть под метроном - это навык,который требует практики.
Но конечная цель упражнений с метрономом - развить навык "внутреннего времени".

Отбивайте ритм ногой.
Это также улучшает ритм.
Ирландская музыка - это чаще всего танцевальная музыка. Недопустимо ускорение или замедление темпа,когда это не надо.
Практически все хорошие фиддлеры отбивают ритм ногой.
Это тоже навык,который требует развития,особенно на начальном этапе.

Примечание переводчика:
Лично я тоже так тренируюсь с ритмом. Очень просто,а главное - это помогает!
Попробуйте!
Правда классические преподаватели не рекомендуют этого делать. Да и вообще в классике это считается дурным тоном. Ну классика - это отдельная история ..


Использование тюнера.
Когда я обучался,я довольно часто прибегал к помощи тюнера.
Не только для того,чтобы проверить,как настроены открытые струны,но и чтобы проверить свою интонацию.
Некоторые фиддлеры не рекомендуют делать этого,но на своем опыте я убедился,что это очень даже полезно. Это помогает развивать слух.
Полезное упражнение играть различные гаммы с тюнером,запоминать свои ощущения и звук каждой ноты.
Тюнер,как и метроном,служит как бы "проводником" или "учителем", который показывает тебе только правильную дорогу.

Примечание переводчика:
Тоже хорошее замечание автора.
Можно также пробовать играть с компьютерными программами.
Я так часто делаю. К примеру, у меня есть какой-нибудь тюн,я его записываю
в программу, а потом играю вместе с компьютером,а иногда даже пишу небольшие
аранжировки к тюну и уже играю сам за основную мелодию.
Получается,будто играю в музыкальной группе! Очень интересно!Попробуйте.
Подойдет любой MIDI-редактор,вроде Guitar Pro или Cakewalk Sonar.
Мне больше нравится первый своей простотой. К тому же в Guitar Pro можно настроить специальную табулатуру для скрипки.Удобно.


Советы по интонации.
Играйте гаммы в той тональности,в которой играете тюн.
К примеру,тюн написан в тональности Ре-мажор. Сыграйте сначала эту гамму,а потом уже сам тюн. Проверяйте интонацию с помощью тюнера. Это особенно важно на начальном этапе.
Запомните: развитие хорошей интонации требует длительного времени. Возможно несколько лет. Поэтому не удивляйтесь,если вы вместо ноты До(3 октавы) вдруг сыграете ноту Си(2 октавы). Мастерство прийдет со временем.

Играйте перед зеркалом.
Основная проблема начинающий - ведение смычка не под прямым углом к струнам,т.е. не параллельно подставке. Очень важно распознать эту проблему у себя,если таковая имеется. Ее легко заметить по некачественному звуку, некоторому свисту или скрипу. К счастью,эта проблема устраняется без проблем через полгода обучения,если уделять ей внимание. А устранить ее можно так: играйте перед зеркалом и следите за собой. Старайтесь вести всем смычком медленно,без ускорения и параллельно подставке. Чем больше тренируешься,тем быстрее получится.

Правильно ли вы держите смычок?
А вы правильно его держите? Неправильное владение смычком может сильно затруднить вашу технику,тогда как правильное,наоборот,значительно улучшит.
Первый вопрос - хватка. Где нужно держать смычок и как?
Тут у скрипачей и фиддлеров имеются расхождения.
Если первых учат держать определенным образом,то у вторых более свободная манера - у колодки,чуть дальше и т.д. Бывает 2 вида хваток - глубокая и низкая.
Глубокая - когда пальцы глубоко посажены на смычке и фаланги пальцев касаются трости. Низкая - в другом случае. Классические скрипачи, также как и фиддлеры, используют разные варианты.
Большая ошибка начинающих скрипачей еще в том,что у них большой палец на смычке находится не под углом 90 градусов. На самом деле это очень важно,так как позволяет во время движения смычка его вращать.
Также очень важно,чтобы рука была расслаблена! Любое напряжение в мыщцах приводит к зажатию и,следовательно, к ухудшению игры.
Пусть смычок давит на струны под действием силы тяжести, а вы лишь изменяйте это давление указательным пальцем.

Примечание переводчика:
Сложнее всего водить у колодки - старайтесь,чтобы не было никаких посторонних звуков.
Еще вот такой совет дают - водите смычком,будто гладите кошку. Мягко!
Сначала будет трудно,но со временем получится.
Несколько слов про натяжение волоса на смычке.
Широко распространено мнение среди "классиков",что нужно,чтобы трость смычка прогибалась,но не касалась волоса при нажатии смычком на струну.
У фиддлеров опять же свободная манера: кто-то предпочитает смычок как у "классиков",кто-то сильно натягивает волос..


Позиция левой руки.
Следите,чтобы ваша рука была расслаблена,а локоть находился прямо под скрипкой.
Локоть должен быть согнут под углом 90 градусов.
Пальцы не должны держать скрипку,чтобы она не упала. Для этого есть мостик.
Шейка скрипки должна находиться между большим и указательным пальцами,точнее лежать на подушечке(которая на ладони) указательного пальца.
Не допускайте,чтобы шейка проваливалась в глубь между этими пальцами.
Вообще фунция(если это можно назвать фунцией) большого пальца такова - он должен не мешать игре. Не надо давить им на шейку.

Примечание переводчика:
Сначала может быть трудновато играть на струне "Соль",так как она требует некоторого "выкручивания" руки.
Также трудно на начальном этапе долго держать левую руку в таком положении,потому что она устает. Ведь позицию,в которой мы держим инструмент, нельзя назвать естественной.
А еще старайтесь подражать кому-нибудь. Посмотрите видеозаписи и понаблюдайте.


Как учить тюны на слух,прослушивая их в записи.
Если вы начинающий скрипач,то я вам советую приступать к изучению орнаментации и стилевых особенностей ирландской музыки как можно скорее(это понятие относительное. Если вы плохо играете, то пока не думайте о стиле)
Но важно все-таки начать изучать стиль как можно раньше. Тогда в последствии,когда у вас будет приличная техника, вам не прийдется с нуля изучать орнаментацию.

В общем приведу вам свой метод изучения тюна по слуху:
1. Выберите мелодию,которую уже много раз слышали и хорошо знаете.(пробовать изучать на слух незнакомые мелодии гораздо сложнее)
2. Замедлите тюн с помощью программ или магнитофона.
3.Внимательно прослушайте мелодию и попробуйте подобрать ее на скрипке. Постепенно.

Как изучать новые приемы игры:
Джеймс Келли(James Kelly) делится по этому поводу следующим:
наилучший способ изучить прием игры состоит в том,чтобы при постоянной концентрации и в медленном темпе играть его снова и снова,пока он не получится!
Потом пробуйте играть этим приемом в разных темпах, на разных струнах.
Но не стремитесь сразу переходить на высокий темп. Это ошибка есть у многих начинающий музыкантов. Они хотят играть сразу быстро и ловко. Но у них ничего не получается и многие бросают занятия..

4. Орнаментации и вариации.

Условные обозначения.
A, B, C, D - основные ноты
a,b,c,d - вспомогательные ноты,играемые как правило очень быстро.

Начните изучать орнаментацию как можно раньше,но не повторяйте своих ошибок.
Некоторые могут не согласиться, но я думаю, чем скорее вы начнете играть
украшения, тем лучше. Если вы раньше не играли на других инструментах
и у вас пальцы не очень натренированы,то вы будете делать много ошибок
прежде чем научитесь играть орнаментацию верно. Кроме того, пока вы
занимаетесь достаточно медленно (а вы должны так заниматься на начальном
этапе), много украшений вы все равно не сможете сразу осилить.
Старайтесь прежде всего играть правильно и четко.
А со временем прийдет и скорость и ловкость.
Слушать и медленно повторять.
Лучший способ изучать орнаментацию - это иметь четкое представление как это делается и медленно повторять снова и снова.
Можно прослушивать или просматривать записи фиддлеров,обращая особое внимание на разного рода мелизмы такие как каты,ролы,даббл стопы и т.д. Постарайтесь улавливать длительность укращения, акцентированность, его характер и вариации.

Различные виды украшений.
Описание орнаментации в разных учебниках по ирландской скрипке может немного сбить с толку,посколько может сложится впечатление,что существует всего несколько украшений: каты, роллы, даббл стопы, триплеты, слайды.
На самом деле существует очень много мелизмов,у которых даже названий нет - это вариации на тему основных видов украшений.
Всё дело в том,что эти вариации и отличают одного фиддлера от другого,создают какую-то конкретную манеру игры.
К примеру, Джеймс Бирн (James Byrne) редко пользуется роллами, но в его игре можно наблюдать использование катов и их
вариаций(порой 3 ноты подряд). Другой пример: Мартин Хайс (Martin Hayes) очень активно пользуется слайдами (начиная с ноты на четверть ниже основной, он делает слайд на основную ноту)

Триплеты (triplet или trebles).
Триплеты состоят из двух стаккатных шестнадцатых нот, предшествующих восьмой ноте. Но они не играются так как это принято в классической школе - каждая нота получает 1/3 всей длительности ноты. 25% 25% 50% - вот примерная длительность нот. Хотя в общем-то это не правило, ведь существует много вариаций этого украшения.
Шаблон: aaA

Роллы (rolls)
Длинный ролл играется как три восьмые(засчет длительности трех восьмых нот) ноты.
Его шаблон: BcBaB или BdBaB

Короткий ролл играется как две восьмые ноты.
Шаблон: cBaB или dBaB

Каты и тэпы (cut и tap).
Кат - это нота, которая предшествует основной ноте и которая выше ее на полутон либо на тон.
Иначе каты называются форшлагом. Они играются за счет длительности предыдущей ноты.
Шаблон: bA или cA

Тэп - это тоже самое,что и кат,только эта нота ниже основной ноты на тон либо на полутон.
Шаблон: bC или aC

Даббл стопы (Double stop).
Даббл стоп - это игра одновременно двух звуков. Дабблы довольно легко исполняются на открытых струнах или с использованием открытой струны. Следите прежде всего за чистотой и ровностью каждого звука в отдельности.

Слайды (Slide).
Слайд - это плавный переход от одной ноты другой. В классике это называется глиссандо.
Возможен как восходящий,так и нисходящий слайд.
Возьмите,к примеру, ноту F# на струне E указательным пальцем сместитесь к ноте G.
Скорость этой орнаментации может быть разной. Как очень быстрой,так и довольно медленной.

Не обязательно учить все виды орнаментаций и их вариации:
Существуют десятки разных вариаций на один и тот же тип орнаментации и не нужно всё это запоминать.
Важно понять принцип и использовать те мелизмы, которые нравятся, тем самым вырабатывая свой собственный стиль игры.
Если по каким-то причинам не удается гармонично вписать ролл в произведение, попробуйте его изменить в соответствии с длительностями и характером.
Запомните: украшения нужны для того,чтобы оживить музыку. Поэтому смело экспериментируйте.

Немного о вариациях.
Вариация мелодии - это не орнаментация,хотя,конечно,приследует похожую цель - сделать мелодию интереснее и разнообразнее.
Обычно вариация подразумевает изменение одной/двух нот,скажем,игра вместо ноты РЕ первой октавы,ноту РЕ второй,замена двух
восьмых нот на одну четвертую или что-то похожее. Попробуйте.

Конечно,лучший способ понять как делать вариции - это слушать и смотреть как играют мастера.

"Музыка излучает такую же энергию, как солнце.
Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле,так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе." Дм. Кабалевский
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.08 09:52. Заголовок: По-моему, очень хоро..


По-моему, очень хороший учебник для изучения ирландской скрипки. Ничего заумного и слишком детального - как раз то,что нужно начинающим.

"Музыка излучает такую же энергию, как солнце.
Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле,так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе." Дм. Кабалевский
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.08 15:04. Заголовок: :sm57: не ожидает..




не ожидается выход учебника игры на альте?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.08 20:18. Заголовок: пиши и выкладывай) т..


пиши и выкладывай) только не в разделе "ирландский стиль игры"

"Музыка излучает такую же энергию, как солнце.
Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле,так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе." Дм. Кабалевский
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.08 15:03. Заголовок: Спасибо, помогло :)..


Спасибо, помогло :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.08 12:56. Заголовок: У кого есть еще каки..


У кого есть еще какие-нибудь учебники по айриш фиддлу или скрипке? выкладывайте!
А у кого есть безлимитка - могу поделиться видео-уроками. Сейчас,кстати, нашел уроки игры Кевина Бурка.
Вечером вот поставлю на скачивание :-)

"Музыка излучает такую же энергию, как солнце.
Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле,так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе." Дм. Кабалевский
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет