Отправлено: 18.12.06 12:17. Заголовок: народные лады в ирландской музыке
я тут много чего перечитала на тему друвних ладов... вот интересно, какие лады используются в ирладской музыке. хотя прочая кельтика тоже интересует. кто что думает?
Мне тоже интересно, тем более я не слишком много знаю по этой теме. В названиях ладов я плохо ориентируюсь. Знаю только,что миксолидийский лад используется в шотландской(наверняка и ирландской) и славянской музыке(спасибо П.Д. Степанову :-)))) ) Но про тональности могу рассказать. Считается,что тональность Ре-мажор(ноты До и Фа с диезом) - родная тональность для исполнения традиционной ирландской и другой кельтской музыки. Ну для этого есть причины. Флейты,арфа, волынки,вистлы и т.д. сделаны только под эту тональность. Ну на арфе, правда, есть специальные педальки(леверсы) для изменения высоты звучания струны. Ирландская волынка вот тоже умеет играть почти что в хроматике,но все равно.. Я вот заметил,что танцевальные тюны почти всегда идут в тональности Ре или Соль-мажор. А slow-air использует другие тональности. Часто многие ноты "задиезованы" или "забемолены". :-)
азиатская, китайская и японская музыка строится на пентатонике. татарская тоже. на счет индийской спорно. мы вчера с моими турмалинцами долго рассуждали не эту тему. по поводу индийской к единому мнению не пришли. а вот по поводу кельтской вапще у всех смутные представления. у меня есть интересная книжка - краткий справочник о теории музыки. жаль только не в электронном виде. и еще где-то видела статью о ладах. поищу сегодня и выложу сюда
Дорийский и миксолидийский в ирландской музыке используются часто. Но обычный минор или мажор тоже нередко. Тональности с одним или лвумя диезами сейчас видимо оставляет свое доминирующее положение в связи с общими джазовыми тенденциями в ирландской музыке а так же эксперементами с другими традициями в стиле Чифтэйнс.
Отправлено: 24.01.08 22:43. Заголовок: По поводу народные л..
По поводу народные ладов в ирландской музыке: беспроигрышный вариант - первым делом на скрипке фиддл учить пентатонику D-мажор - D-E-F#-A-B-D, а также D-E-G-A-B-D не знаю как называется, но очень используется
В принципе пентатоника - это основа всем известных ладов, а мной призабытых . соответсвенно добавляя к ней повешенные на полтона и повышенные ступени можно добиться нужного. Вообще их классификация и по составу, и по настроению можно найти в любом нормальной учебнике по теории музыки
Вообще, ирландцы сами пишут, что их музыка основана на пентатонике. Но не в чистом виде. В принципе, это и невооруженному уху понятно). Есть там особенность - как бы плавающий полутон, между ми и фа, и си и до (в случае Дошного лада)- "compromised semitones between Mi and Fa, Ti and Do". Это, как раз актуально для скрипачей - поскольку разницу эту на скрипке легче отразить... в силу отсутствия ладов. Проще выражаясь - эти полутона могут быть выше или ниже жестко темперированных, привычных.... в зависимости от мелодии.
Отправлено: 18.11.08 18:22. Заголовок: Вот скан из одной кн..
Вот скан из одной книжки, прошу зачесть:). Это, правда писано в начале 20го века.
Вот перевод. Сам я в теме пока не разобрался до конца, думаю, что в принципе, интересно, и можно будет по ходу большего врубания:) в музыку сделать еще выводы:).
Многое в характере старой ирландской музыки зависит от ладов, на которых она основывается. Существует, по крайней мере пять таких ладов. Они строятся от следующих пяти нот - до, ре, ми, соль и ля, если взять их как тонику или фундаментальный тон, и построить от них гамму без помощи полутонов (диезов-бемолей). Таким образом,мы имеем тон, а не поутон, как в современной музыке, во главе четырех из этих ладов - ре, ми, соль, ля. Масса ошибок была сделано в нотации мелодий собирателями музыки из-за невнимания к этому факту. Многие из них записывали ирлнадские мелодии,как если бы те были построены на основе современных мажорных или минорных гамм, не понимая, что в ирландской музыке своя система. Тем не менее, в ирандской музыке существуют минорные лады - ре, ми и ля. Но не следует полагать, что мелодии, построенные на этих ладах всегда имеют грустный характер, который мы сейчас привыкли ассоциировать с минором. Многие из самых живых, веселых танцевальных мелодий написаны в минорных ладах.
Во многих старинных аэрах не присутствуют ноты фа и си, или присутствут в качестве проходных. Думаю, к этому классу относятся самые старые мелодии. Лад, на которых построены эти мелодии, имеет в себе только пять нот и октаву. Такие лады известны, как gapped scales {то есть, как я понимаю, в принципе, собственно пентатоника (прим. перев.)}. Сейчас трудно понять, было ли отсутствие полутона следствием примтивности древних инструментов, или неразвитости слуха наших предков, из-за которого они просто не слышали интервалов-полутонов. Вполне вероятно, что такое мелодии, построенные на gapped scales берут свое начало от инструментов, на которых не мог быть сыгран полутон, и что вместе с тем, параллельно с ними существовали мелодии, где присутствовали все полутона, которые может воспроизвести человеческий голос.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет