|
| Irish Fiddler
|
Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 04.12.06 12:05. Заголовок: Стили в кельтской музыке
Reel (иногда - Ril). Размер - 2/4, 2/2, 4/4, но с ярко выраженной двухдольностью и ровной пульсацией восьмыми. Вместе с Jig составляет основу всей культской музыкальной культуры. Темп быстрый. Многие мотивы имеют как бы незавершенное окончание, тем самым предполагая постоянное кругообразное движение. Hornpipe (по-гэльски - crannciuil или cornphiopa). Может записываться в размерах 2/4, 2/2, 4/4 (в очень древних нотах встречается и 3/4, и 6/8), но обычно в такте акцентируются четыре доли. Темп быстрый, мелодика энергичная с четким завершением на сильную долю. Иногда имеет пунктирную пульсацию и тогда имеет много общего с Double Jig. Rant. Отличается от Hornpipe и Jig тем, что мелодия имеет не восьми-, а четырехтактовый размер. Strathspey. Размер - 4/4, рисунок пульсации - пунктирный (четверть с точкой и восьмая). А в шотландской традиции исполняется даже как четверть с двумя точками и шестнадцатая (т.н. "двойной пунктир" - прим. ред.). В Америке же, с известной тягой все "засвинговывать", иногда исполняется как триольные половина и четверть. Сам танец похож на старинный контрданс - когда танцующие выстраиваются в две линии - мужскую и женскую). Полька. Размер 2/4, пульсация ровная. Многие ирландские и шотландские польки имеют форму - АВА, каждая часть содержит восемь тактов. Средняя часть часто называется "Трио". Schottische. Музыка этого танца очень похожа на польку и Barn Dance (но он считается очень древним). Возможно, полька появилась позже, и сформировалась под влиянием этого танца. Jig (гэльский язык использует для этого танца термины Port или Poirt). Размер - 6/8. Длина мелодии - 8 или 2х8 тактов. Иногда делают различие между ирландским, шотландским и английскими вариантами этого танца, но это, скорее, относится к манере исполнения, а не к описательным признакам жанра. Впрочем, иногда Jig записывается в размере 3/8 или 3/4. В США некоторые двухдольные танцы тоже называют Jig. Специалисты предполагают, что это название появилось на заре американской музыкальной культуры в среде неграмотных негритянских музыкантов, которым просто понравилось звучное словцо. Slip Jig (или Hop Jig). Эта разновидность имеет размер 9/8 и характерна исключительно для ирландской музыкальной культуры. Длина мелодии - 4 такта. Single Jig. Размер - 12/8. Это удивительно, потому что существует и Double Jig с размером 6/8 (точно таким же, как и у просто Jig). Насколько я смог заметить разницу: у Single Jig трехдольность осуществляется почти исключительно восьмыми, а у Double Jig - ритмическим рисунком "четверть-восьмая, четверть-восьмая". Slide. Размер 12/8. Основной ритмический рисунок в мелодии и аккомпанементе - "четверть-восьмая" Рис. 8. “O'Keefe's Slide”, жанр – slide. Инструменты – флейта, гитара и бас Planxtry (Planstig, Plaingstig). Музыкальная пьеса, исполняемая с участием арфы, посвящается какому-то значительному событию или уважаемому лицу. Характер и размер может быть разным. Lament. Медленная печальная музыка. Размер - разный от 2/4 до 9/8. Существуют и более редкие жанры или типы музыкальных кельтских стилей: Scoth Measure, Fling, Clog, Slide, Morris, Piobaireachd, Varsovienna, Outcry, Flirtation, Christmas, Country Dance, Play Party, Sacred Song (Hymn), Scotch Measure, Set Dance, Walk Around. Многие жанры, встречающиеся в кельтской музыке, известны нам еще по программе детской музыкальной школы - те же полька, вальс, мазурка (рисунок 9), ария, баллада, галоп, мазурка, марш, причем марш может иметь пульсацию как ровными восьмыми (2/4 и 4/4), так и триольную (6/8). Некоторые жанры как бы "вернулись на историческую родину" из дальних странствий (в основном, из США) - Cakewalk, Ragtime, Breakdown, Essence. Важнейшей особенностью исполнения кельтской танцевальной музыки является возможность составлять для исполнения длинного танца "сет" - набор из различных мелодий или песен (не путать с Set Dance - это самостоятельный танец!). Существуют как и постоянные "сеты" (часто исполняемые последовательности песен), так и созданные для каких-то отдельных случаев. Мелодии подбираются не контрастные, а наоборот, похожие. В результате достигается постоянная смена мелодического материала без использования приемов вариации (разработки) и импровизации. Когда такой составной танец исполняется четырьмя парами, он называется кадриль.
|