Отправлено: 06.12.06 14:01. Заголовок: Игра в позициях
Недавно я понял,что все-таки важно уметь играть в разных позициях. Так как я раньше в этом практиковался,то сейчас,когда я понял целесообразность позиций, мне не очень сложно овладеть этой техникой. Сначала я расскажу что я знаю о позициях,а вы,если я ошибаюсь,поправьте меня. Позиция - расположение руки на грифе,начиная с указательного пальца. Т.е. 1-ая позиция - указательный палец на ноте фа#, вторая - на соль, третья - на ля и т.д. Хотя я думаю,что все зависит от тональности, в которой играешь. Для тональности Ре-мажор позиции я перечислил выше. Для других тональностей,очевидно,позиции будут другие. К примеру, в тональности Ми-бемоль-мажор первая позиция будет на ноте Фа,вторая - на ноте соль,третяя - на ля-бемоль и т.д. Так? или я что-то путаю? - А теперь о переходах между позициями. Ну везде говорят,мол,надо переходить быстро и незаметно. Это и так ясно. Можно поподробнее? Хотя,конечно,позиции менять надо учиться. Вот,к примеру,играя гамму Ми в тональности Ре-мажор, я так меняю позицию: (первый способ) Начинаю,естесственно,с ноты "ми 1-ой октавы".. играю вверх.. как только мизинец достигает ноты "си-второй-октавы"(на струне "ми"),я средним пальцем прыгаю на ноту "до#-3-ей октавы", а потом дальше играю безымянным и мизинцем. (второй способ) начинаю как и первый,только потом,когда безымянный палец оказывается на ноте "ля-второй октавы",я прыгаю сразу в 4-ую позицию(указательный на ноте "си" струны "ми") и играю дальше. - Особых затруднений нету,но пока не получается чисто попадать в ноту,на которую прыгнул,а также немножко заметен сам прыжок руки(легкое глиссандирование ноты..скольжение). а как вы в позициях играете? - я понимаю,что писать о таких вещах трудно,но все-же!
что-то не очень поняла, как это можно играть гамму ми в тональности ре мажор. Если гамма ми, то и тональность ми...
насколько я знаю, обычно в гаммах принято переходить на струне ля: после того, как сыграешь до вторым пальцем переход на ре первым пальцем. и вообще по-моему легче переходить на первый палец...
Хорошо,попробую с переходом на "ля" струне. Смотри, я просто называю гамму по первой ноте.. почему нельзя сыграть гамму Ми в тональности Ре-мажор? просто начинать будешь не с "ре",а с "ми" и все.
может так и называется :-) я не спорю. если често, я в названиях этих не очень хорошо ориентируюсь(имеется в виду в названиях ладов).Знаю только,что миксолидийский(D) лад используется в кельтской музыке.
Позиция - расположение руки на грифе,начиная с указательного пальца. Т.е. 1-ая позиция - указательный палец на ноте фа#, вторая - на соль, третья - на ля и т.д. Хотя я думаю,что все зависит от тональности, в которой играешь. Для тональности Ре-мажор позиции я перечислил выше. Для других тональностей,очевидно,позиции будут другие. К примеру, в тональности Ми-бемоль-мажор первая позиция будет на ноте Фа,вторая - на ноте соль,третяя - на ля-бемоль и т.д. Так? или я что-то путаю?
Почти так, но только первая позиция начинается с открытой струны, соответственно первым пальцем на ре-струне играется нота ми, и так далее.
От тональности точно не зависит!!! И вообще позиции это условно! Например если играть фа-диез первым пальцем, то вторая позиция, а если играть первым пальцем соль-бемоль- третья. А это один и тот же звук!
И вообще позиции это условно! Например если играть фа-диез первым пальцем, то вторая позиция, а если играть первым пальцем соль-бемоль- третья. А это один и тот же звук!
ага :) оно самое. Но тем не менее позиции порой так выручают...
CelticMinstrel пишет:
цитата:
почему нельзя сыграть гамму Ми в тональности Ре-мажор? просто начинать будешь не с "ре",а с "ми" и все.
сыграть можно, только называться это будет все также гаммой ре-мажор. Ведь я же тоже могу говорить не "скрипка", а "крипка" - одно и то же слово, только я взяла и первую букву убрала. Неправда ли, ужасно получилось? )) Так что "гамма ми в тональности ре мажор" - это просто гамма ре мажор от второй ступени. Вот и всё :))))
А вообще гаммы лучше всего учить не просто так, а по каким-нибудь учебникам. :) Самый обычный, самый распространенный учебник - "Гаммы и арпеджио" Григоряна. Там и аппликатура вся расставлена, и все описано и расписано :))) если надо - могу прислать по почте отсканированный учебник.
А вообще гаммы лучше всего учить не просто так, а по каким-нибудь учебникам. :) Самый обычный, самый распространенный учебник - "Гаммы и арпеджио" Григоряна. Там и аппликатура вся расставлена, и все описано и расписано :))) если надо - могу прислать по почте отсканированный учебник.
Советуют лучше играть не гаммы,а части произведений и на них тренировать технику. Гаммы можно научиться играть быстро,но нужен еще и ритм, динамика и т.д. Лучше учиться на произведенях. Находить там,где есть пассажи и играть
Советуют лучше играть не гаммы,а части произведений и на них тренировать технику. Гаммы можно научиться играть быстро,но нужен еще и ритм, динамика и т.д.
Это кто ж такое советует?
произведения - само собой. но я слышала однажды фразу, что больше всего времени у скрипачей уходит как раз на игру гамм и этюдов. А уж то, что осталось - тратится на пьесы.
Мне моя педагог советовала распределять время так: из шести часов ежедневных занятий - 3 часа на гаммы, 2 часа на этюды, час - на пьесы, крупную форму. Я не говорю, что надо заниматься каждый день по шесть часов, конечно :))) Просто пропорции вот такие, что 50% времени, потраченного на занятия отводится гаммам. 35% - этюдам. 15% - всему остальному. И одна трехоктавная гамма (вы, кстати, сейчас скольки-октавные гаммы играете?) учится где-то порядка 3 месяцев, в то время как этюд можно спокойно выучить за месяц. А уж крупную форму такими темпами - за две-три недели. Я сужу по себе и другим ученикам моего педагога (а она - педагог очень сильный и ученики у нее сильные). А пассаж можно выучить за неделю. И не надо каждый день по три часа играть. Просто каждый день по пять минут (ну, максимум десять) будет занимать проигрывание в медленном темпе пассажа с помощью слиговывания каждой ноты с последующей по два легато (т.е. играете пассаж "до-ре-ми-фа-соль", а учите "до-ре", "ре-ми", "ми-фа", "фа-соль" ). И в один прекрасный день все сыграется.
в одной моей любимой пьесе "Самоубийца" Эрдмана была сказана фраза: "Гамма - пуповина музыки" (с) по-моему она гениальна :)))
skripa4ka да кто ж любит... я сейчас со скрипом в зубах трехоктавную ми-мажорную/минорную учу. Скоро уши в трубочки свернутся... Но еще хуже - это арпеджио.
Зато это такая замечательная помощь в обучении игры в позициях. :))) так что приходится терпеть :)
"Техническое мастерство скрипача: роль инструктивного материала.
Возможна ли выработка профессиональной виртуозной техники без применения специальных упражнений,которые русский скрипач В.Безекирский метко назвал "музыкальной инквизицией",или они всегда будут играть роль неизбежных "гирь",надевавшихся когда-то на ноги спортсмену на тренировках? Необходимо упомянуть,что до начала XIX века основой обучения на скрипке был художественный материал,но затем количество инструктивного материала стало лавинообразно нарастать,все яснее обозначился путь "от техники к музыке".
Следствие рационалистического подхода к искусству стало ложное заключение,что лишь путь от простого к сложному, от легкого к трудному,поступенность в овладении навыками гарантирует успех. К.Мострас указывал: появилось значительное количество "всевозможных технических приемов,отвлекающих внимание учащегося и педагогов от музыкальных целей", что приводит к "засушиванию" игры,лишению ее эмоционального тонуса(ибо эмоционально включиться в упражнение невозможно). "Прогрессивная педагогическая практика подтверждает,что воспитание высокой культуры игровых движений вовсе не нуждается в чрезмерной детализации и механических схемах,какие мы находим в некоторых системах составителей технических сборников. В процессе воспитания музыканта возможны так называемые скачки - безболезненное нарушение той излишней постепенности,чрезмерно подробной последовательности и детализации в прохождении вспомогательного материала,которая нередко приводит к топтанию на месте". И добавлял: "Излишние упражнения и чрезмерное их количество могут нанести вред. Они отнимают время и энергию,отвлекают от работы над художественным материалом и зачастую приводят к профессиональным заболеваниям. Техника как самоцель является одним из проявлений формального отношения как в музыкальном исполнительстве,так и в педагогике".
Характерно,что психологи установили следующую закономерность: при исполнении чисто технического задания практически невозможно задействовать наиболее важные творческие механизмы человека, особенно фантазию,эмоциональную и мотивированную сферы, что в значительной степени приводит к формализованному,хотя и старательному выполнению задачи. Кроме того,приобретенные таким способом технологические навыки с "затруднением" срабатывают в художественном исполении(требуют значительной "доработки"),неустойчивы в состоянии эмоционального стресса на эстраде. Именно поэтому такие выдающиеся скрипичные педагоги, как Ж.Л.Массар,Л.Ауэр,А.Ярмольский,Ю.Янкелевич почти не оставили технологических упражнений,не увлекались ими. М.Ростропович,к примеру,говорил,что никогда не играет гаммы или упражнения. Как же отнестись к высказываниям некоторых артистов,настойчиво пропагандировавших определенные формы упражнений? Так,Я.Хейфец утверждал,что если он располагает двумя часами,то час играет гаммы. Сохранившиеся записи его исполнения гамм поистине впечатляют - артистическое,с огромным темпераментом и размахом вибрато! Они слушаются как феерическая музыка,а не скучное упражнение. И все же относится к подобным заявлениям знаменитых мастеров следует осторожно,нельзя их считать непреложными". Методы гениев еще никого не сделали гениями. Это я уже добавляю от себя :-) Эпилог к этой очень интересной статье из книги "Методика обучения игры на скрипке Григорьева" В целом я с этим согласен,но наверняка накопилось множество вопросов. Жду :-) буду искать ответы в этой же книге :-)
Характерно,что психологи установили следующую закономерность: при исполнении чисто технического задания практически невозможно задействовать наиболее важные творческие механизмы человека, особенно фантазию,эмоциональную и мотивированную сферы, что в значительной степени приводит к формализованному,хотя и старательному выполнению задачи.
Ну это еще смотря у кого... У меня фантазия достаточно буЙная, что позволяет порой эмоциям разбушеваться и на гаммах, и на арпеджио и на этюдах....
Лид, они ж не имели в виду тебя :-) Они говорили объективно и в целом довольно правильно. Но они наверняка также не имели в виду,что нужно вообще не играть гамм и всяких упражнений. Они только писали,что нельзя перебарщивать с этим!
Они говорили объективно и в целом довольно правильно. Но они наверняка также не имели в виду,что нужно вообще не играть гамм и всяких упражнений. Они только писали,что нельзя перебарщивать с этим!
Не, все-таки от гамм и этюдов я никогда не откажусь, хоть убейте :)))
Ничего я против не имею :-) Убивать никого не собираемся и уже тем более говорить,что гаммы не нужны. Нужны. Просто я привел ту цитату для того,чтобы показать,что это не главное.
Необходимо упомянуть,что до начала XIX века основой обучения на скрипке был художественный материал,но затем количество инструктивного материала стало лавинообразно нарастать,все яснее обозначился путь "от техники к музыке
Угу, причем практически для всех инструментов. Связано это было с появлением в XIX веке "культа виртуозов": Паганини в скрипичной музыке, Лист в фортепианной и т.д. Техническое совершенство исполнителя, конечно, ценилось всегда, но никогда раньше оно не становилась самоцелью, не романтизировалось само по себе, а с приходом романтических виртуозов произошло именно это. (Ни в коем случае не имею ввиду, что в музыке Листа, например, нет собственно музыкального содержания, одна виртуозность. Ни в коем случае. Но техническая сложность этой музыки на порядок выше предшествовавшей, и в глазах современников Листа это имело особое значение: романтика "победы" над ограничениями человеческого тела и самого инструмента, звучание "неисполнимых" пассажей, "невозможных" темпов и т.п. Про Паганини вообще говорили, что он продал душу дьяволу. Но именно это впечатление "сверхчеловека", "нечеловека" привлекало толпы его поклонников.) Как следствие, на знаменитых виртуозов стали с самого начала ориентировать и юных музыкантов, виртуозности стали _требовать_, она стала самостоятельной целью. Естественно, для достижения особой, самостоятельной цели потребовались особые упражнения. И много. Так техническим упражнениям стали уделять поначалу не меньше, а потом и больше внимания, чем художественным произведениям. А соскочить с этого крючка оказалось невозможно и потом, когда "романтика виртуозности" поутихла и музыканты стали придавать большее значение выразительности исполнения. Уже выросло поколение музыкантов-виртуозов, на них ориентировались композиторы: музыка уже не могла стать менее сложной, а значит, не могла обходиться технически неподкованными исполнителями...
Это я к чему. Я не скрипачка, ничего не буду утверждать. Но могу предположить, что для музыканта, желающего играть ирландский (или любой другой) фолк, технические упражнения действительно менее необходимы, чем для "классика". В фолке не было "бума виртуозности", не было и необходимости дрессировать учеников техническими упражнениями. Конечно, любое умение полезно, но сам дух этой музыки вряд ли предполагает нынешнюю классическую схему обучения... Я сама-то "классичка". На флейте у меня сейчас ежедневно час - работа над звуком, час - гаммы, еще час - пополам этюды и пьесы. Тем не менее сдается мне, что CelticMinstrel прав, и для фидлера такая раскладка неестественна.
Совсем с тобой согласен!! Только у тебя лучше получается выражать свое мнение,чем у меня :-) Как тебе удается играть на флейте 3 часа ежедневно? чем ты еще занимаешься? как все успеваешь? не устаешь? на выходных я еще могу играть и по 4-5 часов. но не в будние дни. - вообще да, на скрипке существует куча разных приемов и штрихов. Взять хоть бы стаккато. Сколько разновидностей!(я их все и толком не знаю). Читаю из книги: мартле, штрих виотти,стаккато твердое, двойное стаккато Венявского,сотийе, спиккатто и т.д. потом всякие сальтандо,рикошеты и т.д. Чтобы освоить эти все приемы нужно много времени и упорных занятий. Я даже не знаю сколько - сам не умею :-)
Как тебе удается играть на флейте 3 часа ежедневно? чем ты еще занимаешься? как все успеваешь? не устаешь?
Ну так и удается: час перед выходом на работу, час сразу после возвращения, час перед сном. Это рекомендации моего учителя. Еще я работаю, пою в хоре и играю в ансамбле на блокфлейте. Устаю. Много чего не успеваю. Видимо, придется от чего-то отказываться :(
...Кстати, убедилась, что делить занятие на две-три части и заниматься несколько раз в день - очень эффективно и приятно. За час не устаешь, голова остается свежей. А главное - появляется такое ощущение, будто не расстаешься с инструментом вообще: в начале занятия не приходится ничего "вспоминать", приспосабливаться к инструменту, настраивать движения и т.п. Это особенно заметно, когда долго занимаешься вот так по нескольку раз в день, а потом вдруг пропускаешь утреннее занятие. Ууу, как вечером оказывается все неудобно, как странно вспоминать инструмент, да флейта еще и норовит обидеться и выдать какой-то клозетный звук... У духовиков принято заниматься два-три раза в день. По разным причинам. На медных духовых, например, нельзя уставать, опасно для здоровья. На деревянных - важно сохранить чувствительность амбушюра (и это опять значит, что нельзя уставать) и не дать губам забыть правильные ощущения, а все это очень тонко и забывается быстро. Так вот, в оправдание оффтопика: думаю, для скрипача тоже очень важно не забывать правильные ощущения в руках и ушах, и они у вас тоже очень тонкие. Так что разделить занятие на утреннее и вечернее - может оказаться полезно. Хотя, когда мне учитель впервые это предложил - я испугалась :)
Elga, мое почтение! Здорово у тебя получается все совмещать и успевать! Хотя,конечно, может быть тебе следует кое-что исключить, так как чрезмерная нагрузка и занятость может мешать радоваться музыке. Не знаю. Со мной так было, когда я играл на скрипке и гитаре. Все время хотелось какому-то инструменту больше внимания уделить, но не мог - всё четко по расписанию, по часу на каждом инструменте. Это не очень способствовало эффективному обучению,сама понимаешь. Так что я решил оставить "гитарирование" и занимаюсь только на скрипке уже больше года. Гитару беру иногда и играю себе в удовольствие, не ставя перед собой задачи играть очень хорошо. Да и вообще сейчас я уже не очень сильно буду волноваться,если вдруг у меня один день не получится сыграть. За один - два - даже 5 дней невозможно что-то забыть и разучиться. Просто надо,чтобы такие перерывы были не чаще одного раза в месяц. И всё будет как надо. - Идея о том,что надо играть утром и вечером у меня была(не я ее придумал,естественно). На гитаре раньше так делал - вставал в 6 часов утра, играл до 8... потом работа.. и вечером с 8.30 до 11.30. В общем весь день кроме работы я играл. Кстати, за полгода я и классно научился. Но на скрипке так нельзя. Утром на ней не поиграешь,хотя.... можно попробовать утром практиковаться без смычка. Пальцы левой руки тренировать,бегать по грифу и т.д. Хотя бы полчаса с утра. Наверное попробую. Ну а вечером само собой часа полтора-два. ПС: Такие темы,которые ты поднимаешь не считаются оффтопом,даже если про скрипку ни слова! Они сами по себе интересные и полезные. Так что можешь высказываться про флейты и остальное :-)
но я слышала однажды фразу, что больше всего времени у скрипачей уходит как раз на игру гамм и этюдов. А уж то, что осталось - тратится на пьесы.
Вопрос о гаммах и упражнениях довольно спорный.Один знаменитый человек(к сожалени не помню его имени) сказал,что гаммы-это пустая трата времени!С другой стороны-он ведь был гений и уже всего достиг!Так что вам решать-играть их или нет!
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет