On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.06 18:22. Заголовок: Вибрато


Много пособий просмотрел, но нигде толком не описан этот приём. Где-то вообще написано, что это врождённая способность, где-то на 3 вида делят - пальцевое, кистевое и локтевое. Может какие-то рецепты другие рецепты есть?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 48 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]


постоянный участник




Откуда: Россия, Красногорск
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.06 16:20. Заголовок: Re:


Привет, Яна! Я, например, сам учусь 2 года, вибрато особо не получается. Вообще-то за полгода с нуля вибрато освоить трудно, даже с преподом. К слову, у Минухина вибрато очень долго не получалось - около 2 лет, по-моему, или больше.
Итак, я не выдержал и выложил ещё инфу из книги Ефременко про Паганини, т. к. лучше и правильнее я всё равно не скажу:
"...Вибрация.
Вибрация является самым выразительным средством исполняемой музыки. Только с ее помощью можно выразительно передать эмоциональное содержание. С точки зрения акустики, поставленный вибрирующий палец является подвижной опорой, которая вносит дополнительную негармоничность обертонов в колебания струны и повышает частоты компонентов звучания. Поэтому, учитывая сказанное в разделе акустики, с помощью вибрации можно получить как оживленный, привлекательный звук, так и назойливый, зажатый, надоедливый или равнодушный. Все это определяется слухом и может быть изменено в желаемом направлении только при настоящем владении вибрацией.
Многие упрекали Паганини в злоупотреблении вибрациями. Однако из «украшения», применявшегося классической школой лишь эпизодически, вибрация у Паганини превращается в мощное эмоциональное средство художественной выразительности, становится одним из важнейших элементов исполнительского искусства скрипача. В игре Паганини часто применял эффект трепещущей вибрации. Щемящие звуки его легато на баске в соединении со своеобразной вибрацией властно проникают в душу. Широкое применение Паганини вибрации естественно вытекало из колористической трактовки скрипки, так как вибрация — это важнейший элемент звукового колорита.
К сожалению, технике вибрации не уделяется внимание. Почему-то считается, что это врожденная способность.
Вибрацию по методу исполнения делят на локтевую, кистевую и пальцевую, считая ее врожденной. А в действительности эти три типа зависят от того, какие мышцы наиболее расслаблены. Если же вся рука зажата, то вибрация судорожная, по звуку напоминающая козлиное блеяние. Отсюда первое основное требование: рука должна быть полностью расслаблена и освобождена от напряжений, включая и хватательное сжатие большим и поставленными на гриф пальцами. Для этого до начала вибрации нужно, взяв скрипку, мысленно как бы внутри руки пройтись от плечевого сустава до кончиков пальцев, освобождая зажатости. После этого, полностью поставив палец на подушечку, но не прижимая его к грифу, начинаете вибрацию — раскачивание пальца. Постепенно, по мере развития умения расслабления руки, вначале появляется локтевая вибрация, в основном за счет движения предплечья в локтевом суставе, затем кистевая. У нее основное движение — движение кисти. Конечно, при этом участвует и предыдущее движение предплечья. И последним вы почувствуете вибрацию пальца, раскачивающегося на его подушечке. При этом нужно мысленно запоминать внутренние мышечные ощущения, связанные со звуковыми результатами.
Есть еще одна вибрация, нигде не описанная. Она выполняется следующим образом. Вибрирующий палец не раскачивается на подушечке, а скользит по струне, повышая и понижая тон. При этом палец, оставаясь расслабленным, почти распрямляется и как бы почти ложится на гриф. Такую вибрацию легче изучать в высоких позициях, постепенно переходя на более низкие. Эта вибрация может выражать наиболее напряженные эмоциональные чувства.
При изучении вибрации большое значение имеет угол между предплечьем и кистью, расстояние самой кисти от точки вибрирующего пальца, вынос локтя вправо, высота кисти над грифом, положение большого пальца. Вибрация по движению может быть медленной и быстрой, с большим размахом и едва заметным, с ускорением в сторону повышения или понижения, с задержками в крайних точках вибрации или, наоборот, с задержкой в середине.
Владея различными видами вибрации, сочетая их в различные комплексы, вы можете искать необходимое, нужное вам звуковое выражение: от веселого, радостного до плачущего, напряженного.
Необходимо тщательно запоминать мышечные ощущения, соответствующие найденным звуковым выражениям, кото¬рые ярко передают исполняемую музыку.
Наиболее полно исследование вибрации выполнено О. М. Огарковым. Результаты этого исследования изложены в очерке «Вибрато как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке» (М.: Музгиз, 1956). Слово «вибрато» принято для обозначения понятия вибрации как колебания звука, вызываемого колебаниями пальца.
Приведем краткое изложение этой работы, соответствую¬щее предлагаемой методике.
Для того чтобы выработать какой-либо навык, следует сначала поставить перед собой точную цель. В музыке это означает — сначала услышать, представить себе желаемое звучание, потом добиваться приближения к нему в своем ис¬полнении.
Одним из важнейших факторов управления звуком является вибрато. Звуки всегда хорошо связываются друг с другом, когда между ними есть портаменто — глиссандо. Но оказывается, что, если два звука, между которыми есть портаменто, не вибрируют, портаменто звучит неприятно, напоминая мяуканье. Достаточно, чтобы хотя бы один звук был вибрирующим. Восприятие тембра как общей окраски звучания определяется не только обертоновым составом звука, но также вибрато, атакой и другими факторами.
Во время вибрато колебательные движения рук скрипачей вызывают изменения всех трех характеристик звука — высоты, громкости и тембра. Основное изменение, конечно, вибрато высоты; небольшое изменение — вибрато громкости за счет изменения давления смычка; еще меньшее изменение — вибрато тембра за счет изменения состава обертонов.
Сам процесс вибрато характеризуется тремя моментами: частотой, размахом и формой. Нормальная частота вибрато рав¬на 6 — 7 периодам в секунду. Реже встречается частота от 5 до 6 и от 7 до 8 периодов в секунду. Лишь в исключительных случаях и на очень короткий период времени частота вибрато может оказаться более 8 периодов в секунду. Частота вибрато является наиболее важной для восприятия.
Движения мышц, вызывающих вибрато, имеют определенный размах, определяющий степень отклонения звука по высоте. Для измерения дробных частей полутона установлен интервал в один цент, равный одной сотой доли полутона.
Средний размах скрипичного вибрато высоты колеблется от 30 до 50 центов. Средний размах вокального вибрато высоты колеблется у разных певцов в пределах от 60 до 200 центов, большей частью — 90— 130 центов.
Третья характеристика вибрато — его форма (степень задержки пальцев, характер их движений).
Больше всего воздействует на восприятие частота вибрато. При нормальной частоте — 6 — 7 периодов в секунду — тембр кажется наиболее красивым и естественным. Достаточно тренированные слушатели могут ощущать отдельно и размах вибрато. Форма вибрато непосредственно не воспринимается.
На невибрирующем звуке слух улавливает детонацию 20 центов. Во время хорошего вибрато звук непрерывно изменяется по высоте в значительно больших пределах, тем не менее мы констатируем наличие точной интонации, выразительности и красоты звука.
Интонация и тембр вибрирующего звука составляют один нераздельный комплекс.
Вибрато нам нравится тогда, когда мы не слышим отдельных колебаний звука. При нормальной частоте вибрато большинство слушателей не осознают его присутствия.
Чем больше размах и чем меньше частота вибрации, тем отрицательнее воспринимается такой звук.
Характер вибрато должен соответствовать музыкальному образу, а не формальному обозначению нюанса. На выбор исполнителем определенного вибрато больше всего влияет степень эмоциональной насыщенности музыки. Выработать хорошее вибрато без слухового контроля невозможно. Вибрато должно быть так же конкретно и разнообразно, как нюанс или темп музыкального отрывка. Для достижения возможного разнообразия вибрато следует сразу выбирать такое положение руки и такую координацию движений, которые не тормозили бы возможность этого разнообразия. Если вырабатывать только какой-то один тип вибрато, даже если бы он казался идеальным, он потом может послужить препятствием для достаточного разнообразия красок.
Начинать изучение вибрато можно только тогда, когда появится потребность в вибрато, и при отсутствии всех лишних напряжений в игровом аппарате учащегося. Правильная игра на скрипке требует столь минимальных доз напряжения, что можно говорить о «полной свободе».
Для полного освоения вибрато необходимо, чтобы в упражнениях были следующие элементы:
1. Вибрато во всех промежуточных элементах — локоть, кисть, пальцы.
2. Медленное и быстрое вибрато.
3. Ускоряющееся и замедляющееся вибрато.
4. Узкое и широкое по размаху вибрато.
5. Вибрато с постепенным увеличением и уменьшением размаха.
6. Все виды вибрато исполнять на всех нюансах и в процессе их изменения.
7. Все возможные комбинации использовать на всех пальцах.
8. Возможные комбинации попробовать на двойных нотах.
9. Все упражнения проводить в разных позициях.
10. Упражняться не только на одном пальце, но и во время перемены пальцев, добиваясь при этом непрерывности вибрато туда и обратно.
В работе над вибрато легко создается автоматизм, например при крещендо происходит ускорение вибрато и увеличение размаха и др.
Чтобы избежать автоматизма и чтобы вибрато послушно выполняло ваше настроение, полезны следующие упражнения:
1. На длинном звуке смычок делает крещендо, а вибрато, начинаясь с максимума, постепенно сокращается по размаху и замедляется.
2. Смычок делает диминуэндо, а вибрато, начинаясь с минимума, постепенно увеличивается в размахе и ускоряется.
3. Вибрато постепенно замедляется, а размах его увеличивается.
4. Вибрато постепенно ускоряется, а размах его уменьшается.
Во время исполнения всех упражнений следует строго следить за возможно меньшим напряжением мышц.
При получении красивого, выразительного звука, соответствующего вашему намерению для данного музыкального отрезка, запоминайте мышечные ощущения, чтобы в дальнейшем при необходимости этот звук воспроизвести.
Вибрации уделено много внимания, но она этого заслуживает..."


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.06 20:54. Заголовок: Re:


privet k sogaleniu vibrato ne poly4aetsa!!!!y menia skripka iz ryk vupadaet ya vse staraus i staraus no prepod skazal nada mnogo trenirovatsa govorit ya i tak programy 1klasa za pol goda proshla.ya yge skripky xorosho nastraivayu a vu?????

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.06 22:00. Заголовок: Re:


Молодец. Рано или поздно получится.
У меня вибрато получается,правда не очень хорошо,но все-же отлично по сравнению с начинающим скрипачем.
Скрипку я настраиваю с помощью камертона или компа.
Но,чувствую,слух тоже совершенствуется..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Откуда: ispaniya, barcelona
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.06 20:28. Заголовок: Re:


y menia novost:nakonets vibrato vusglo!!!! loktevoe,ewe double-roll toge 4yt-4yt.ya sei4as mnogo irlandskix pesenok vzyala!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.06 21:54. Заголовок: Re:


Молодец!
какие мелодии взяла?можешь кинуть мне на мэйл?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Откуда: ispaniya, barcelona
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.10.06 18:42. Заголовок: Re:


ne mogy.ya v biblioteke sigy.vot doma skoro bydet inet i togda broshy.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянная посетительница


Откуда: Россия, Моск обл
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.06 11:27. Заголовок: Re:


У меня прямо реклама сайта all-2musik получается. есть там страничка про вибрато в вопросах и ответах. Очень понятно написано, хотя у меня пока и не получается, но там, как мне показалось, все по местам расставлено.
http://www.all-2music.com/isakova_violin.html#vibrazia

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.10.06 21:56. Заголовок: Re:


:-)молодец!
слушай,а ты можешь здесь в разделе "обучение" создать тему "Полезные ссылки" и туда записать все необходимое.
Будет просто отлично!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Постоянная посетительница


Откуда: Россия, Моск обл
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.10.06 07:29. Заголовок: Re:


ОК

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Classical Fiddler :-)




Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.07 14:53. Заголовок: Re:


CelticMinstrel пишет:

 цитата:
Я не видел,чтобы классические скрипачи особо пользовались мостиками.


Пользуются!!!

arcelt пишет:

 цитата:
у Минухина вибрато очень долго не получалось


Менухин!!!

yana пишет:

 цитата:
vibrato ne poly4aetsa!!!!y menia skripka iz ryk vupadaet


Что бы при изучении вибрато скрипка не падала, нужно встать к стенке и головку скрипки прислонить к стенке. Тогда легче расслабить мышцы левой руки, и скрипка не будет падать!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 48 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет