On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 19:45. Заголовок: Музыка в Средиземье


Я вот тут в нэте нашел интересные статьи на эту тему. Почитайте!
-
Духовые инструменты

"The trumpets of Manwё are loud" <громки трубы Манвэ>
Это изречение, несущее на себе печать предания и черты афористичности, позволяет предположить, что эльфийская музыка, сопровождавшая церемонии культа Манвэ, была выдержана в помпезно-торжественном духе (что в общем не характерно для искусства эльфов, но поскольку Манвэ - Владыка Воздуха и Ветров, то это предполагает и в музыке некоторую легкость, стремительную <полетность>, воздушность) и исполнялась на металлических духовых, однозначно предполагаемых термином <trumpet>. Ближайший предполагаемый аналог подобной торжественной музыке духовых в нашем мире - торжественные сюиты Генделя, некоторые части <Сюиты планет> Густава Хольста, музыка протестантской церкви, допускающая в богослужение тромбон, корнет и трубу.
Вообще духовые металлофоны, подобные трубе и фанфаре, занимают крайне важное место в музыкальной культуре Средиземья, поскольку эти инструменты применялись для широчайшего спектра различных целей, нет практически ни одной расы, кто не применял бы трубы в ежедневной практике войны и мира. В том числе, конечно, важное место занимали металлические духовые и в музыкальной культуре и жизни Эльдар. Рассмотрим непосредственные свидетельства.

Первый намек на проникновение <музыки труб> в Средиземье мы находим в упоминании о том, что майа Оромэ был <знаменосцем и герольдом> вала Манвэ. Как уже сказано выше, в обязанности герольда входило кроме прочего и трубить клич-девиз своего сеньора при объявлении его воли или при его появлении в телесно-зримом облике среди Эльдар или вреди других Валар. Несомненно, эта энергичная музыка, часто звучавшая во время войн Валар и Эльдар с Мелькором, также была усвоена эльфами и использовалась в торжественных церемониях. Упоминания о <герольдах>, первым из которых и был Эонвэ - герольдах, неизменно трубивших в трубы, встречаются во всех источниках применительно ко всем эпохам. Так, Элронд сам говорит о себе: <:Я был глашатаем (herald) великого Гиль-Галада>. И далее, читаем также:

:Арагорн выслал от Развилка трубачей на все четыре стороны, и под звуки труб герольды возглашали: "Властители Гондора возвратились на свои исконные земли!"
:Они подъехали к Мораннону, развернули знамя и затрубили в трубы; герольды выступили вперед и возгласили:

:снова явился отряд, вперед выступили трубачи, и один из них, протрубив, объявил:
- От имени Эсгарота и Леса мы взываем к Торину Оукеншильду, сыну Трейна, именующему себя королем Под Горой:

С самых древних времен истории Эльдар и во все эпохи Средиземья сигнал трубы (труб) означал начало похода, выступление войска, появление героя перед врагами (как вызов на бой) и появление сеньора перед вассалами, монарха перед подданными:

Small love for Fеanor or his sons had those that marched at last behind him, and blew their trumpets in Middle-earth at the first rising of the Moon.
:мало любви питали к Феанору те, кто шел за его братом, и чьи трубы услышало Средиземье при первом восходе Луны:

even as the Moon rose above the darkness in the west, Fingolfin let blow his silver trumpets and began his march into Middle-earth
:и как раз когда Луна, рассеяв мглу, поднялась на Западе, Финголфин протрубил в серебряные трубы и начал переход в Средиземье

:But even as the trumpet sang and Feanor issued from the gates of Tirion:
Но едва пропела труба, и Феанор вышел из врат Тириона:

:a single trumpet sounded:
Одиноко запела труба (Рохан, перед выступлением войска)

For seven days he journeyed with banner and trumpet:
Семь дней шел он (Ар-Фаразон) с трубами и знаменами:
:he gave the signal for the raising of the anchors; and in that hour the trumpets of Numenor outrang the thunder:
:и подал знак к отплытию (Ар-Фаразон), и пение труб Нуменора заглушило раскаты грома:

Конечно же, мощные раскаты трубных кличей слышались и в битве, во время войн, это была боевая музыка как совершенно особый ее жанр - в виде сигналов к атаке, отступлению, сбору войск, вылазке, приветствию (боевой салют), как знак появления союзника - или врага, в знак презрения к врагу, как вызов на поединок, как знак победы - или поражения, как условные сигналы для передачи информации на расстоянии, часто в паре с сигналами рога, о чем будет сказано далее:

:На другое утро спозаранку в лагере раздались звуки труб:

:.Затрубили трубы, призывая к оружию людей и эльфов:
(трубы у тех и у других--- trumpets)

:The trumpets had not rung in challenge but in greeting: (Men of the wide Eastlands)
Они слышали не предбитвенные трубы, а приветственные фанфары:

:Протяжно затрубил рог, и гулким эхом отозвалась долина. За рекой зажигались огни. И вдруг с высот дружно грянули трубы: казалось, они поют под единым сводом, и слитный трубный гром раскатился по каменным склонам
(blew a long call on a horn - это указывает на довольно развитую связную мелодию сигнала, не ограничивающуюся короткими попевками из нескольких нот)

:И тогда протрубила труба со стен цитадели: Денэтор наконец-то разрешил вылазку:
:И снова запела труба, отзывая вылазку:

:he let sound: a great concourse of trumpets:
:и (Арагорн) велел трубить во все трубы, брошенные врагом:

:there came suddenly a music of trumpets, and Caranthir with his host came down from the north:
:вдруг запели трубы, и с севера с войском пришел Карантир (сын Феанора):

:At the bidding of Ecthelion trumpets were blown on the towers of the great gate, and they echoed in the hills; and far off but clear there came a sound of answering trumpets blown upon the white walls of the city
:по велению Эктелиона (Гондолинского) на привратных башнях затрубили трубы, и эхо отозвалось в горах, и издалека ясно прозвучал ответный голос труб с белоснежных стен:

:Невдалеке запели рога, и, словно встречный ветер, поднялся приветственный гул. Потом грянули трубы, и толпа разразилась дружным кличем:

Кроме этого, сигналы труб применялись для обозначения всевозможнейших событий, подачи самых разных команд - т. е. выполняли утилитарно-бытовую цель, украшая повседневные будни, придавая торжественность событиям (тут они часто выступали в паре с колоколами или вместо них, о чем также ниже):

:кончится еще мрачнее, коли не поспеем до сигнальных колоколов, -- отозвался Бергил, -- Пойдем-ка, пойдем! Слышишь, трубят, сейчас закрывать будут!
:sundown-bells :trumpets for the closing of the gates

:Но в это время грянула труба, и его, оруженосца конунга, вызвали прислуживать государю за столом:

Не менее важна роль труб как инструмента культовой, священной музыки, которая звучала во время празднеств Валар и иных обрядов, во время важных событий, чествования героев, сама по себе или в ансамбле с другими инструментами:

:On the appointed day, on the morning of Midsummer, the trumpets of the Eldar greeted the rising of the Sun:
:в назначенный день, на рассвете Сердца Лета, трубы Эльдар приветствовали восход солнца:

:Один из стражей затрубил в длинную трубу, а они шли и шли светлой просекой возле звенящего потока. И вышли на зеленый простор; вдали серебрилась в легкой дымке широкая река и виден был длинный лесистый остров, у берегов которого стояли бесчисленные корабли. А поле обступило войско, блистая ровными рядами. Когда хоббиты приблизились, сверкнули обнаженные мечи, грянули о щиты копья, запели рога и фанфары, и воскликнули люди многотысячным голосом:
:long trumpet: horns and trumpets:

:Вмиг загремели все трубы, и Великий Князь Элессар подошел к цепи; а Гурин, Хранитель ключей, откинул ее; под звуки арф, виол и флейт, под звонкое многоголосое пение Государь шествовал по улицам:

Музыкальное искусство Эльдар в соединении с их магией иногда давало поразительные результаты:

the Elves smote upon the gates of Angband, and the challenge of their trumpets shook the towers of Thangorodrim:
:Эльфы ударили в ворота Ангбанда, и вызов их труб сотряс башни Тангородрима:

Итак, каковы же были трубы Эльдар и что за аналоги можно им найти в современном мире?
В текстах четко различаются собственно <труба> (trumpet) и <длинная труба>, фанфара (long trumpet). Вне всяких сомнений, это были инструменты диатонического строя, бесклапанного (не-вентильного) типа, изготовленные из различных медных и бронзовых сплавов, жести или латуни. Множество разнообразных аналогов подобных инструментов можно найти в музыке древней, средневековой и ренессансной Европы и Востока - горн, римская букцина, разнообразные сигнальные фанфары и т. п..

Теперь рассмотрим еще один популярнейший в Средиземье духовой инструмент, вместе с трубами являвшийся неотъемлемой частью Средиземского бытия во всем его многообразии - в том числе и Эльдар, не менее, а может и более прочих народов.
Это инструмент, определяемый как <рожок>, <рог>, horn, и его многочисленные разновидности.

:Уже Владыка Вод Ульмо упомянут в предании следующим образом:

At times he will come unseen to the shores of Middle-earth, or pass far inland up firths of the sea, and there make music upon his great horns, the Ulumuri, that are wrought of white shell; and those to whom that music comes hear it ever after in their hearts, and longing for the sea never leaves them again.
<По временам он невидимо приходит к берегам Средиземья или углубляется далеко в пределы земли по заливам моря, и играет там на своих больших рогах - Улумури, сделанных из белых раковин, и у тех, кто слышал эту музыку, она всегда звучит в душе, и тоска по морю не покидает их>.

Итак, снова духовые. Большой ракушечный рог - инструмент редкий и специфический, в нашем мире остался лишь как народный инструмент некоторых островных племен Тихого Океана, Таити, Полинезии и Африки (прибрежная зона, бассейн Амазонки). Следует отметить особо, что термин "horns" так же как "pipes" предполагает всего ОДИН инструмент - но с большим количеством раструбов или отверстий, издающих звук, или с одним раструбом, но сложной (витой) формы - не стоит думать что Ульмо носил с собой несколько инструментов, подобно связке гигантских баранок, на что намекает и wrought of white shell - единственное число связано не только с материалом, но указывает и на единственность инструмента как такового.

В европейской музыке нет прямых аналогов ракушечному рогу, но с точки зрения тембра есть два похожих инструмента, пусть и принадлежащих к совершенно иному семейству духовых. Это средневековые цинк и серпент, о которых далее.

Если кто и играл в Средиземье именно на ракушечном роге, то разве что Морские Эльфы - Тэлери. Среди прочих народов Средиземья распространился совершенно иной тип рога - гомологически и внешне родственный старинному европейскому цинку и всему семейству гемсхорнов. Об этом чуть далее, упомянем тут, что <прадедушкой> этой <ветви> рогов Средиземья был очевидно Валарома, великий рог вала Оромэ, звук которого был подобен <молнии, рассекающей тучи>:

:In the twilight of the world Oromё would sound the Valaroma his great horn upon the plains of Arda; whereat the mountains echoed,...
На заре мира Оромэ трубил над равнинами Арды в свой рог Валарому, и эхом отзывались горы.

Если сравнить функции трубы и рога в музыке Средиземья, окажется, что они совпадают практически полностью, эти инструменты взаимозаменимы - ибо родственны темброво и акустически, поскольку оба принадлежат к диатоническому семейству.
Немного повторимся касательно конкретного применения рога относительно трубы, как видим роль их совпадает:

- начало похода, выступление войска, появление героя перед врагами (как вызов на бой) и появление сеньора перед вассалами, монарха перед подданными:

:Искать пони - все равно что в походный рог трубить (Арагорн -хоббитам)
(to blow a horn to announce our departure)

shall I bid the men sound the horns?
Скоро уж пора нам ехать, государь. Прикажешь ли трубить в рога? (Эомер Теодену)

- Боевая музыка: атака, отступление, сбор, вызов, различные условные сигналы, призыв на помощь и т. д.

Thus it came to pass that when the Dwarves of Nogrod, returning from Menegroth with diminished host, came again to Sarn Athrad, they were assailed by unseen enemies: аll the woods were filled with the sound of elven-horns, and shafts sped upon them from every side.
:И когда гномы Ногрода с истаявшим войском возвращались из Дориата, вновь пришли к Сарн Атраду, на них напал незримый враг: внезапно весь лес наполнился пением эльфийских рогов, и со всех сторон полетели стрелы и дротики:

:Боромир громко протрубил в рог, и клич Гондора, усиленный эхом, остановил орду наступающих орков; даже Барлог на мгновение задержался:
(см. также известное повествование о гибели Боромира)

:Один из эльфов протрубил в рог, и вверху прозвучал троекратный отзыв:
:blew a clear note on a small horn:

:Снизу, из города, слышались крики глашатаев и пенье боевых рогов (war-horns): объявляли приказ конунга и уже трубили сбор:

:И будто в ответ петушьему крику издали затрубили рога, рога, рога. Смутное эхо огласило темные склоны Миндоллуина. А большие северные рога трубили все яростней. Мустангримцы подоспели на выручку:

:Черные пятна втянулись внутрь. И тут, где-то в ближней рощице, гулко запел рожок (horn). Он прорезал ночь, словно молния:
ВСТАВАЙ! НАПАСТЬ! ПОЖАР! ВРАГИ!
:Откуда-то слышался отзыв: тревога по всей форме:

:словно в ответ громоподобному грохоту, неподалеку резко протрубил рог, и Хранители услышали тяжелый топот:
(орковский great horn)

:За Великой Рекой, за Бурыми Равнинами алым пламенем вспыхнула денница, озаряя степные просторы. Звучной и дружной перекличкой приветствовали ее охотничьи рога (hunting-horns). Конники Ристании воспрянули к бою:

:Внезапно и звонко запел рог, надрывая вечернюю тишь. Раскаты его огласили холмы и поле, и призыв был такой властный, что Сэм чуть не поскакал назад:
А Мерри тем временем затрубил иначе, и разнесся по дальней окрестности старинный трубный клич Забрендии:
Тут - прямое указание на развитые и узнаваемые мелодии различных сигналов, как и у трубы.

:Хриплый хор грянул песню; затрубили рога, ударили в гонги, заорали на все голоса. : Сэм кричал и махал сверкающим Терном, но его голосок тонул в несусветном гаме.
a burst of hoarse singing, blaring of horns and banging of gongs

:У Хелма был большой рог, и вскоре было замечено, что перед выходом из крепости он трубил в него, и при звуках рога такой ужас нападал на врагов, что, вместо того чтобы собраться, схватить его и убить, они бежали куда глаза глядят...

- Утилитарно-бытовые цели:

...Он (Бильбо) выхватил горн (т .е. рог) у какого-то хоббитенка и трижды в него протрубил. Шум улегся...

- Магия, вложенная в музыку Эльдар:

:for the rocks rang with the shrill music of Fingolfin's horn
:громогласное пение рога Финголфина сотрясало горы:

Итак, мы видим несколько четко определенных разновидностей средиземского рога и рога Эльдар, см. выше :

- просто <рог> как универсальное обозначение любого инструмента этого типа, предполагая походный рог среднего размера, необременительный в пути.

- <большой рог> (great horn):

:юноша (Отрок Эорл) на белом коне трубил в большой рог:

:Гальбарад затрубил в большой рог:

- <малый рог> (small horn), упоминаемый преимущественно по отношению к Эльфам и Хоббитам,

- <боевой рог> (war-horn), упоминаемый у Боромира и у орков:

:У Боромира был меч, напоминающий Андрил - тоже из Нуменора, но не такой прославленный, - легкий щит и рог на перевязи. Он протрубил в рог, и над притихшей долиной раскатилось могучее бархатистое эхо, заглушившее рокот отдаленного водопада, журчание реки внизу под обрывом и свист ветра в обнаженных ветвях:

- <охотничий рог> (hunting-horn), упоминаемый применительно к Роханцам, но вполне может быть, что эта специфическая разновидность (в Европе от такого рога произошла современная оркестровая валторна) бытовала и у Эльдар, по крайней мере некоторых из них. В самом деле, читаем:

:Лесные эльфы иногда выезжали гурьбой на охоту:

Относительно материала для изготовления рога (звукоизвлекающей его части, безотносительно к украшениям) традиционно существовало несколько вариантов:

- рог из природного материала, из рога животного:

:я помню рог Боромира, - сказал он. - Ответ верный и, судя по
всему, правдивый, - сказал Фарамир. - Вспомни как следует, яви его перед глазами: это был рог восточного тура, оправленный серебром, с начертанием древних рун:

- рог металлический, как правило, серебряный (silver horn):

:Арагорн взял у Элроира серебряный рог, затрубил в него:

:И Эовин протянула Мерри древний серебряный рог на зеленой перевязи, маленький, но изукрашенный искусной резьбой: вереница скачущих всадников вилась от мундштука к раструбу и загадочные руны были начертаны на серебре:

а также серебряные рога Дол-Амрота и т. п.

Вышеприведенное описание рога Боромира и того, что был подарен Эовин Мерри, - искусно изукрашенные, с начертанием рун - прямо указывает на то, что в сами музыкальные инструменты вкладывался определенный магизм, что, с одной стороны, связано с сакрализацией музыки как таковой, и особенно музыки боевой, призывающей к победе и возможной смерти - об этом говорилось в самом начале. С другой же стороны, это несомненно связано с реальной магической силой, которую Эльдар были способны вложить в музыку и из музыки же черпать, см. соотв. раздел. И, наконец, подобный пиетет по отношению к музыке и конкретным инструментам, с помощью которой она воплощается - в чем-то роднит музыкальный инструмент и оружие, меч, клинок, которые тоже богато и искусно украшались и надписывались символами и рунами. Этот параллелизм далеко не случаен - вспомним <мечи Мурамаса и Масамунэ> японской традиции - клинок разящий насмерть и клинок охраняющий от гибели. Так же и с музыкой - поскольку Эльдар могли музыкой, пением исцелять, повергать в сон, не причиняя вреда, дарить мир, покой - но могли и сотрясать горы, и вплавлять в звуки Силу магии разрушения, если это было нужно:

:аналоги рогу Средиземья в его разновидностях в нашем мире тоже многочисленны. Это разнообразное семейство деревянных и собственно <роговых> гемсхорнов, металлические старинные инструменты, родственники цинка, ныне вышедшего из употребления, серпент, занимающий промежуточное положение между неметаллическими <хорнами> и духовыми металлофонами-трубами и фанфарами (от него произошли современные басовые духовые инструменты - баритон, туба, геликон).

Теперь рассмотрим немного подробнее саму музыку, которую можно было исполнить на подобных инструментах - трубе (фанфаре) и роге.
Совершенно очевидно, что музыка эта носила более утилитарно-прикладную, нежели самостоятельную, независимую роль, и что эффектности в этой музыке было куда более, чем собственно музыкальной красоты и утонченности. Эта музыка, была, скажем так, функциональна - собственно музыкальность мелодий была подчинена практическим целям: запоминаемости, несложности в исполнении, эффектности, недвусмысленности и эффективности - ибо перепутать сигналы атаки и отступления в шуме битвы было равносильно гибели и неминуемому поражению. Звуки этих духовых инструментов были призваны вселять решимость, укреплять боевой дух, создавать атмосферу величия, торжества и праздника, подчеркивать достоинство государя и музыкально выражать силу и великолепие его власти. Одним словом - эта музыка призвана была пробуждать эмоции простые, но сильные. В самом деле, читаем:

:Потом зычно затрубил рог: раскаты его прогремели по горным склонам и огласили ущелья своей горделивой яростью, заглушая тяжкий гул водопада:

см. также вышеприведенные цитаты.

Сами мелодии, очевидно, изобиловали восходяще - нисходящими пассажами, движением по ступеням основных трезвучий, дробностью и стаккатностью техники и ритмического деления, четкой кадансовой квадратностью. В тех случаях, когда эти инструменты употреблялись не поодиночке, а по несколько (или много) сразу - они все могли играть одну мелодию в унисон, достигая потрясающего эффекта за счет простого усиления звучности (трубы Ар-Фаразона, заглушившие гром - знак гнева Валар), либо по принципу <один-много>, <сигнал - отклик>, <тема - развитие>, также см. вышеприведенные цитаты. В силу диатоничности инструментов. т. е невозможности извлекать звуки <мельче> основных ступеней звукоряда, это накладывало отпечаток и на стиль, и на мелодии, и на возможности игры в ансамбле - развернутая полифония была невозможна, музыка могла идти сплошным аккордовым движением с разнесением голосов в кварту и квинту, терцию и сексту. Тем не менее эта лаконичная, ограниченная в выразительных средствах музыка была, очевидно, очень популярна как среди Эльдар, так и среди прочих народов Средиземья, покоряя мощью звука и тембра как такового, монолитной суровостью колорита, оптимистичностью аккордики, призывностью мелодики, яркостью праздничных красок, рассыпаемых звукам фанфары, подобно искрам солнца на водной глади, и - колоссальной внутренней энергией, заключенной в подобной музыке, что могло дать силы там где уже отказывали и не действовали никакие другие средства:
Не вызывает сомнения, что наибольшего мастерства и выразительности в этой специфичной разновидности музыки достигли именно Эльфы.

Теперь рассмотрим иное семейство духовых инструментов, которые давали куда больший простор виртуозному исполнительству и усложненному творчеству, обладая намного большими мелодическими и техническими возможностями, несмотря на простоту, сравнимую с простотой металлофонов и духовых рогового типа.
Это многочисленное семейство разнообразных деревянных духовых. Несмотря на весьма скупые упоминания о них в источниках, не вызывает сомнения, что эти инструменты существовали с Средиземье и были чрезвычайно популярны среди Эльдар и других народов уже по той простой причине, что были куда проще в изготовлении, нежели инструменты из металла, требовавшие достаточно высоких металлургических <технологий> относительно материала, которыми в Средиземье владели в должной мере лишь Эльфы и Гномы.
Обратимся к непосредственным упоминаниям о духовых инструментах в Средиземье иных, нежели трубы и рога.

..Then the voices of the Ainur, like unto harps and lutes, and pipes and trumpets:
:И тогда голоса Айнур, подобные арфам и лютням, свирелям и трубам:

:из Дол-Амрота: пришли и те, кто:. играл на флейтах:

:под звуки арф, виол и флейт, под звонкое многоголосое пение Государь шествовал по улицам:

:Саэлон не взглянул в ответ. Он тихо что-то мурлыкал про себя, вырезая острым перочинным ножиком свисток (whistle) из ивовой ветки...
(Неоконченные Предания, <Новая Тень>)

:trumpets and horns, pipes and flutes and other MUSICAL instruments:
:Трубы и горны, дудки и флейты и прочие духовые инструменты: (подарки детям на дне рождения Бильбо)

:Дори, Нори и Ори достали откуда-то из-за пазухи флейты:

:Бифур и Бофур тоже вышли и вернулись с кларнетами (clarinets):

:Tinuviel was dancing there
to music of a pipe unseen:

Таким образом, даже в этих немногих упоминаниях четко выделяются несколько принципиально разных классов деревянных духовых, аналоги которых мы рассмотрим далее.

- <Свисток> - whistle - наипростейшая форма диатонического деревянного инструмента, дудочка, которую можно быстро сделать даже самому, <из ивовой ветки>.
- <Свирель> (pipe, pipes) - могла быть диатонической и хроматической, множественное число указывает как на возможность существования свирели с двойной тростью (по типу древнегреческих), так и инструмента типа флейты Пана, состоящего из множества трубочек, каждая из которых настроена на один определенный звук.
- <Флейта> (flute) - бесспорно хроматический инструмент. Весьма вероятно и возможно сосуществование в Средиземье как продольной, так и траверсной (поперечной) деревянной флейты бесклапанного типа.
- <Кларнет> (clarinet) совершенно очевидно указывает не на его современный европейский аналог, но вообще на любой из инструментов ЯЗЫЧКОВОГО семейства - в противовес безъязычковым флейтам и свирелям.

Оставив пока в стороне струнные инструменты, обратим внимание на духовые. Мы видим две разновидности флейт и свирелей (продольные и траверсные, поперечные - два гнома справа), тот гном что слева держит инструмент похожий на славянскую <жалейку>, гном в центре - играет на язычковом инструменте. Учитывая все вышесказанное, рассмотрим прямые аналоги заявленным типам инструментов, которые можно найти в нашем мире.

<Свисток> - whistle - встречается во все эпохи у всех народов, варьируясь по форме и размеру, причем материалом может быть не только дерево, камыш и т. п. - ирландский диатонический tin whistle изготавливается из лакированной жести, современные аналоги производятся даже из специального стекла. Специфическая особенность тембра <свистка> - резкость и пронзительность звука.

Tin Whistle

<Свирель, дудочка> (pipe, pipes) - очень близка <свистку>, часто это совершенно равноправные, взаимозаменяемые понятия, но материалом свирели является исключительно дерево, и только этим понятием обозначаются дудки с двойной тростью (syrinx, греческая сиринга) и композитные инструменты типа флейты Пана, а также крайне разнообразное семейство старинных и этнических деревянных НЕЯЗЫЧКОВЫХ духовых ПРОДОЛЬНОГО типа: дуды, сопели, жалейки и т. п., позволяющие извлекать звуки за счет так называемого <передувания> (overblowing) (некоторые виды <свистков> также это допускают). По тембру свирели намного <мягче> свистков, иногда со специфически <грудными>, теплыми и глубокими придыхательными обертонами.

<Флейта> (flute) отличается исключительно хроматическим звукорядом (о предполагаемых ладах у эльфов см. ниже), наличием дополнительных отверстий сравнительно со <свистками> и <свирелями>, особым усложненным устройством мундштука. Вряд ли можно сомневаться в том, что флейты Эльдар (и Средиземья в целом) были БЕСКЛАПАННОГО типа, а значит - изготовлялись исключительно из дерева. Основных типов два - продольная и траверсная, поперечная (по положению относительно играющего). Материалом для изготовления может служить клен, черешня, бук, палисандр, масличное дерево, слива, груша, розовое дерево. Тембр флейты, изготовленной из специфически средиземских разновидностей древесины, вряд ли чем-то принципиально отличался от упомянутых.
Среди возможных аналогов средиземских флейт особого внимания заслуживает блокфлейтовое семейство в его многочисленных разновидностях как акустически наиболее близкие им. По тембру деревянные флейты занимают промежуточное положение между свирелями и свистками - нижние регистры очень сочные, верхние становятся <матовыми>, <холодными> и <бесцветными>

<Кларнет> (clarinet). Как уже указывалось ранее, JRRT очевидно употребил этот термин как родовое понятие для обозначения ЯЗЫЧКОВОГО деревянного духового инструмента. Неизвестно, какие же конкретно типы язычковых инструментов существовали у Эльдар и на территории Средиземья - их разновидностей довольно много, но несколько общих аналогий и параллелей все же можно провести.
Учитывая то, что музыка Эльдар отличалась неизменной красотой и мелодичностью, в выборе тембров музыкальных инструментов это тоже непременно сказывалось. Поэтому из возможных аналогов сразу исключим инструменты с резким, <сверлящим> тембром - шанай, шрайерпфайф и их семейство как не соответствующие духу музыки Эльдар, хотя у иных народов они вполне могли бытовать в музыкальном обиходе. Учтем и то, что язычковые духовые с их специфическим тембром употреблялись как отдельно от не-язычковых, так и вместе с ними - ДЛЯ КОНТРАСТА.
Рассмотрим основные европейские язычковые инструменты БЕСКЛАПАННОГО, опять же, типа, аналоги которым могли иметься и в Средиземье, обладающие мягким, приятным на слух тембром.

Суммируя раздел деревянных духовых Эльдар и Средиземья, отметим, что музыка, на них исполняемая, выражала намного больший спектр эмоций, была намного более лиричной, намного более мелодически развитой, грациозной и виртуозной, чем музыка на металлических духовых, это связано с намного большей технической <подвижностью> самих инструментов. Следует учесть также и то, что практически все разновидности духовых изготавливались в нескольких размерах и вариантах, рассчитанных на разные регистры - от низких, басовых, до высоких. Это было связано с необходимостью разделения регистровых <уровней> для ансамблевой игры, об этом см. ниже. Для сольного же исполнительства применялись альтовые и сопрановые разновидности, деревянные духовые намного более металлических пригодны и для <камерного> исполнительства в помещении, благодаря мягкости звука и намного меньшей мощи звучания. В самом деле, если бы гномы у Бильбо играли на трубах и рогах, к его <уютной норке> сбежался бы весь разбуженный Хоббитон...

"Музыка излучает такую же энергию, как солнце.
Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле,так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе." Дм. Кабалевский
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 19:47. Заголовок: Re:


Щипковые струнные инструменты

Рассмотрение этого раздела начнем, как вы уже догадались, с инструмента, который праву можно назвать <королевой музыки Эльдар>, инструмента воспетого в песнях и балладах, инструмента сыгравшего роль историческую, затмевающего по значимости все прочие, инструмента, прошедшего победным шествием по всему Средиземью, везде вызывая преклонение, обожание и восторг, завоевывая души и покоряя сердца.
Речь идет об эльфийской арфе, ставшей воплощением и символом музыки Эльдар - и их самих. Во всех источниках эльфийская арфа упоминается чаще всех остальных инструментов, что говорит о ее широчайшей распространенности и популярности начиная с наидревнейших времен.
Что же послужило причиной того что именно арфа стала высшим проявлением музыки Эльдар и ее стандартом де-факто?
Во-первых, причина кроется в многогранности и УНИВЕРСАЛИЗМЕ арфы - как в чисто техническом аспекте, так и по отношению к широчайшему спектру эмоций, которые можно было выразить с помощью этого инструмента. Сравним:

:Как мои дела? - воскликнул он. - Да я уж и не знаю, как мои, а вообще-то, вообще... - он раскинул руки, - ну, как бывает весна после зимы, как теплое солнце зовет листья из почек, как вдруг затрубили все трубы и заиграли все арфы!
(Сэм - Like trumpets and harps and all the songs I have ever heard:)

:она (Галадриэль) пела печальную эльфийскую песню, негромко аккомпанируя себе на арфе. Грустно, но сладкозвучно звенел напев, словно бы приглушаемый зимней прохладой:

:под звуки арф, виол и флейт, под звонкое многоголосое пение Государь шествовал по улицам:

:слышите - поют, играют на арфах!: Этот пир был еще пышнее, еще роскошнее прежних:
:Среди скал зазвучали голоса и песни, чего не бывало уже давно. Эльфы заиграли на арфах (elven-harps), послышались дивные мелодии (sweet music). И со звуками музыки холодный воздух словно согрелся, и до гномов донесся слабый аромат лесных цветов, как будто сейчас была не глубокая осень, а весна:

:Gil-Galad was an Elven-King
Of him the harpers SADLY sing:

И т. д., вспомним также историю первой встречи Финрода с людьми.
Еще некоторые из причин, по которой арфа приобрела столь большую значимость - ее чрезвычайно богатый тембровый фонизм, ласкающий слух многоцветьем обертонов, весьма большой диапазон воспроизводимых звуков, красочность звучания, изящество и утонченность самого внешнего вида инструмента, возможность воспроизвести на ней множество эффектов - переливы струящихся вод, перезвон колокольчиков, мерцание лунного и звездного света, шепот ветра в листьях, соловьиные трели и множество иного, без чего музыка Эльдар немыслима - ибо они, как уже сказано, неизменно воплощали в звуках все то, что ощущали и видели вокруг себя.
Арфа упоминается уже с древнейших времен истории Эльдар. Эльфийская традиция возводит ее появление еще к временам Валинора. Так, в <Песни о Эарендиле> читаем:

:he saw: the lamplit towers of Tirion:
He tarried there from errantry
And melodies they taught to him,
And sages old him marvels told
And harps of gold they brought to him:

:В отдохновенье он внимал
Мелодиям святой земли
И старцы мудрые ему
златые арфы принесли:

Несомненно, на арфе играли все великие музыканты древних Эльдар - Маглор, Даэрон, Финголфин, Финрод, Фингон, Галадриэль и т. д.
Рассмотрим теперь конкретные разновидности этого инструмента, которые можно было встретить у Эльдар.
По отношению к размеру выделяются как минимум два вида арф, но предположительно их было не менее трех-четырех, как будет показано далее:

- <стандартная> арфа, <эльфийская арфа> (harp, elven-harp)
- <малая> ручная арфа, например:

:in her hand she held a harp:
:она (Галадриэль) держала в руке арфу:

:a silver harp was in his hand:
:Элронд был в серой мантии и алмазном венце; в руке он держал серебряную арфу,..

По отношению к материалу - упоминаются арфы неметаллические, т. е деревянные (в большинстве случаев) и отдельно выделяются арфы <золотые> ("harps of gold", часто упоминаемые в песнях и балладах) и <серебряные> (см. выше), как правило - ручные. Вряд ли стоит это понимать в прямом смысле - что инструмент целиком изготавливался из чистого золота или серебра, даже небольшой. Эти довольно мягкие металлы неминуемо были бы деформированы под силой натяжения струн, если бы из них была изготовлена вся звуковая рамка с подструнниками, колками и т. д. Скорее, основа из другого металла полностью серебрилась или золотилась, что позволяло добиться одновременно и прочности, и роскоши отделки инструмента. Точно так же невозможно было изготовить и струны из золота или серебра - они были бы крайне пластичны и не держали строй инструмента, быстро растягиваясь или лопаясь при игре.
Для более полного представления об эльфийской арфе и манере исполнения на ней целесообразно рассматривать их в параллели с известными нам инструментами - ибо в основном принципе звукоизвлечения арфы Эльдар ничем не могли отличаться от них, разнясь лишь большим мастерством изготовления, качеством звука и материала, конкретной настройкой и механизмом хроматизации струн, если таковой применялся.
В качестве ближайших возможных аналогов возьмем старинную кельтскую арфу clairseach в ее разновидностях, а также европейские готические арфы и иные сходные инструменты.
Основное (базовое) различие в типах арф определяется прежде всего их размером, ибо это определяет саму возможную и допустимую технически манеру исполнения на арфе, зависящую от положения инструмента относительно самого играющего и его рук. В качестве общей, универсальной для любых размеров арф детали стоит упомянуть обязательное наличие резонатора, который бывает заструнным и подструнным, продольным и поперечным относительно основной плоскости струн.
Самым совершенным и богатым по возможностям в этом смысле инструментом является <полная> арфа - <стационар> с полным аккордом струн.

Стационарная арфа с заструнным продольным резонатором
Это, как правило, арфа <концертно-кабинетного> типа, не предназначенная для музицирования вне помещения, закрепленная на постоянной несъемной устойчивой подставке, число струн как правило равно или превышает 40 (до 47), играют на такой арфе обеими руками, сидя.

Автор полагает, что именно этот тип арфы был наиболее распространен у Эльдар и в Средиземье как наиболее универсальный и удобный по своим возможностям. Действительно, по диапазону эти арфы ненамного уступали <большим>, имея 30-35 струн, но были куда удобнее в обращении и портативнее, что позволяло брать их с собой в странствия или выносить из помещения на лоно природы. Размер инструмента допускал различную манеру исполнения - то ли закрепляя инструмент перед собой на небольшой подставке для устойчивости и сидя на возвышении - стуле и т. п. (см. илл.), то ли, как на нижеследующих иллюстрациях, сидя с опорой лишь спины, разместив инструмент перед собой как удобно, что тоже позволяло пользоваться обеими руками при игре.

Самым маленьким представителем арфового семейства были <дорожные> арфы - портативы и арфы с симметричным корпусом (рапсодические лиры, кифары, бардовские крюйты и родственные им инструменты), с продольным подструнным (как правило) резонатором или без него. Этот инструмент был необременителен в дальнем пути и допускал самую большую свободу обращения, на нем можно было играть как угодно - сидя, стоя, на ходу, положив инструмент на одно или оба колена, либо одной рукой удерживая, а другой играя и т. д. Но при этом возможности этих инструментов, имевших 15-22 струны, были самыми скромными сравнительно с их <большими> аналогами. Как правило, маленькие арфы использовались как инструмент, аккомпанирующий пению, для сольной инструментальной игры их применяли значительно реже.

Неизвестно, обладали ли арфы Эльдар каким-либо механизмом хроматизации (перетяжки) струн для обогащения основного звукоряда, как это имеет место быть в современных педальных арфах (в древних европейских и кельтских инструментах это реализовывалось за счет специальных <шпеньков> (blade levers), с помощью которых можно было по ходу игры перестраивать струны. Таким образом, если этот механизм и существовал, устроен он должен был быть сходным образом).
Технически арфа была крайне подвижным и разнообразным инструментом, позволяя извлекать аккорды, пассажи, трели, играть мелодию с аккомпанементом, сопровождать пение, играть соло и с другими инструментами, варьировать громкость звука и т. д. Играть можно было как одной, так и обеими руками, щипком и скольжением по струнам, пальцами либо с помощью специальных плектров (в старинной традиции ирландских арфистов для защипывания струн использовались специально для этой цели отращенные длинные ногти музыканта. Последним из бардов, игравших в подобном стиле, был Деннис Хемпсон, ум. 1807).
Материал для струн мог быть весьма различен. На древнейших инструментах использовались жильные струны (теперь - нейлоновые), на традиционных инструментах - медные и бронзовые, которые могли быть обвиты золотой и серебряной канителью.
Отделка арф могла достигать (и как правило, достигала) уровня произведения искусства, что придавало очень большую ценность инструменту самому по себе, это видно из следующего:

:гномы вынесли арфы и прочие музыкальные инструменты, найденные в сокровищнице:

Имеется в виду сокровищница Смога - а если бы арфы не были столь роскошно отделаны, что это позволило им занять подобающее место среди прочих сокровищ, дракон просто изломал и выбросил бы их как нечто ненужное, каковую разруху гномы и наблюдали во всех остальных помещениях Горы.

Звуки арфы сопровождали любого эльфа с самого момента его рождения вплоть до ухода на Запад. Арфу брали с собой странствующие менестрели и просто путешествующие Эльфы. Одно из первых знакомств Эльфов и Людей произошло через музыку, сыгранную эльфом - пусть на человеческой, <грубой>, но все же арфе. Арфовая музыка как никакая другая являлась аккумулятором, преобразователем и выразителем гармонии окружающего мира во всем его многообразии - так, как это ощущали Эльдар:

Нет никаких упоминаний о том, были ли в музыкальном обиходе Эльдар щипковые инструменты на цельнодеревянной безрамной основе (типа гуслей или кантеле), а также ЛАДОВОГО типа (с грифом) типа лютни. Косвенные данные тоже не позволяют сделать однозначных выводов, хотя наличие смычковых струнных (у которых был гриф, правда, безладовый) говорит в пользу наличия и щипковых струнных с грифом. Поскольку подобные инструменты являются неотъемлемой частью музыкальной культуры практически всех народов, даже весьма примитивных, можно гипотетически обоснованно предположить (с учетом вышесказанного), что они бытовали и в музыкальной культуре Эльдар. Поскольку ни одного упоминания о конкретных разновидностях подобных инструментов в Средиземье не сохранилось, автор ограничится лишь кратким обзором известных инструментов подобного типа. А поскольку их семейство чрезвычайно велико, можно предположить и то, что аналог хотя бы одному из приведенных примеров мог существовать и у Эльдар.

Подобные инструменты обладали разным числом струн (4-22), тембром и диапазоном, настраивались в кварто-квинтовом строе, за пределами ладов и грифа могли натягиваться басовые струны фиксированной настройки. По возможностям они были весьма богаты, по размерам - невелики и портативны. Могли употребляться как для сольной игры, так и для аккомпанемента, самостоятельно или в паре, или в составе большей группы инструментов и голосов.

"Музыка излучает такую же энергию, как солнце.
Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле,так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе." Дм. Кабалевский
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.06 19:48. Заголовок: Re:


Смычковые струнные инструменты
В источниках вскользь упоминаются лишь два конкретных семейства смычковых струнных инструментов Средиземья:

:из Дол-Амрота явились арфисты, лучшие арфисты в стране, пришли и те, кто играл на виолах (viols), на флейтах, на серебряных рогах:

:под звуки арф, виол и флейт, под звонкое многоголосое пение Государь шествовал по улицам:

:Они приволокли две виолы ростом с себя:

:Кили и Фили побежали и принесли скрипочки (little fiddles):

Данные цитаты позволяют нам довольно условно разделить эту группу инструментов на <большие> (виолы) и <малые> (скрипки).
По контексту видно также, что подобные инструменты использовались более для ансамблевой, чем для сольной игры.
Сам термин 'fiddle' четко говорит нам о том, что имелись в виду не аналоги привычных нам скрипок <кремонского> типа - еще и потому, что расчисление такого инструмента требовало весьма сложной математики. Не зря плеяда кремонских мастеров выдвинулась именно в то время, когда были сделаны первые фундаментальные исследования в сфере физической акустики, заложены основы дифференциального исчисления и т. д. Поэтому искать параллели нужно в другом направлении.
В песне Фродо, которую он поет в трактире <Гарцующий пони>, упоминается весьма конкретный инструмент - "five-stringed fiddle", что резко сужает круг поиска.
Инструментом, наиболее близким к Средиземскому 'fiddle' является не народный инструмент англо-европейско-американской традиции, как можно было бы заключить из термина. Тот же термин предполагает семейство инструментов намного более древнее и многочисленное в привычной нам музыкальной традиции. Это - старинный фидель (особенно его 5-струнная разновидность) и родственные ему инструменты. "Little fiddles" намекает нам также на возможность существования инструментов разных размеров в пределах единой группы. Одним из весьма близких аналогов является <старший брат> средневекового фиделя - ребек, на котором играли лукообразным смычком (в отличие от спрямленного, которым играли на фиделе), то ли держа инструмент привычным образом наподобие виолы да браччо - у плеча, то ли перед собой струнами <от себя>.

Что касается более крупных <виол> с пониженной относительно фиделей и ребеков тесситурой, сам термин ясно указывает на инструмент, аналог которому не привычная нам виолончель, а ее намного более ранние предшественники виолового семейства, например, такие как виуэла, виэль, виоль д'амур и прочие, которые из-за увеличенного размера держались только перед собой грифом вверх (число струн было различно, но не более 6-7):

Все инструменты этого семейства обладали очень выразительным мягким, теплым, грудным, иногда слегка <гнусавым> тянущимся тембром, что делало их достойными соперниками арфе в выражении лирических, мечтательных ощущений и переживаний, передаче непосредственных эмоций, контрастном аккомпанементе пению. Нет прямых указаний на сольные жанры, связанные со смычковыми струнными у Эльдар и в Средиземье, но вряд ли можно сомневаться в том что Эльфы развивали до высшего совершенства ВСЕ типы музыки на ВСЕХ инструментах...

"Музыка излучает такую же энергию, как солнце.
Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле,так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе." Дм. Кабалевский
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет