On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.06 15:46. Заголовок: Что такое ирландская скрипка


Скрипка
(Fiddle)

В наше время фидл чисто физически то же самое, что и скрипка; эти два слова на
самом деле этимологически родственны. Музыкант в оркестре иногда называет себ
(вероятно, в шутку), фидлером; традиционный музыкант назовет его скрипачем. Это
полезное разделение будет сохранено и здесь.

Исторически термин "фидл" - общее название "хордофона из семейства лютневых, на
котором играют смычком" ("Словарь музыкальных инструментов" Гроувза), и
любопытно заметить, что существуют некоторые основания предполагать, что на
инструментах этого типа, предках современной скрипки, играли именно в Ирландии.

Когда фидл впервые попал в Донегол, это были не те плоские скрипки,
что сейчас. В то время тут были скрипки, у которых гриф был загнутый
такой, изогнутый. Их называли кривошеими скрипками. По-ирландски их
звали an fhideal cham... они держались тут, пока нынешние (скрипки)
не прибыли через море из Шотландии...

Микки Берн,
цит. по Фельдман и О'Дохерти,
"Северный скрипач"

Разница между фидлом и скрипкой - это разница в отношении и технике.

Поскольку вся традиционная музыка может быть сыграна в первой позиции,
современная классическая поза не нужна: фидл можно держать на груди, на плече
или на руке, опустив шею на руку, которая более-менее поддерживает инструмент.
Делать в таком положении вибрато трудно, что и хорошо, поскольку вибрато
неприемлемо для традиционной музыки. В последние несколько лет, однако, замечен
сдвиг этих маньеризмов в сторону классической скрипичной техники: Эйтне и
Брайан Вэллели, например, в своей книге "Учись играть на фидле" рекомендуют
классическую позу "просто потому, что она - самая легкая для начинающего и дает
больше контроля". Если в результате этой методики получается традиционна
музыка - хорошо и славно; цель может оправдать средства. Однако, вибрато
постепенно входит в традиционную музыку, в медленных мелодиях это особенно
заметно. Возможно, это всего лишь вопрос техники; может быть, дело в
непреодолимом мнении, что такая техника несет социальную и эстетическую
нагрузку, не приемлемую для традиционного музыканта.

Схожим образом, можно рассмотреть широкий выбор захвата смычка: трость можно
держать примерно на треть за колодку большим пальцем прямо или загнуто назад,
или даже большим пальцем под волосом; или же захват может приближаться к
классическому. Некоторые стили традиционной игры используют очень короткий,
энергичный штрих смычка; другие могут использоваться сравнительно длинный
штрих. Третейские судьи на конкурсах скрипачей склонны критиковать конкурсантов
за неиспользование всей длины смычка: это заблуждение, которое сеют учител
музыкальных школ, считающие, что одна и та же техника хороша для любой музыки.

Опять же, представления скрипача о хорошем тоне неприемлемо для фидлера;
собственно, и манера, принятая у них, глушит хорошую традиционную игру, котора
никогда не применяет динамические эффекты.

Другие черты, отличающие фидл от скрипки, это: индивидуальные изменения в
натяжении смычка, одни предпочитают очень слабый смычок, другие - очень тугой;
применение иногда нестандартной настройки, такой, как ля-ми'-ля'-ми, или
настройка заметно выше или ниже камертона; и вариации в высоте и контуре
мостика. Широко распространенная привычка оставлять канифоль под мостиком может
быть не простым следствием лени и недостаточной личной гигиены, но сознательным
приемом, который дает более тонкий, гнусавоватый звук.

Традиционные фидлеры обычно пользуются стальными струнами.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Irish Fiddler




Откуда: Россия, Воронеж
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.06 15:48. Заголовок: Re:


Ирландская скрипка
Автор: Алексей Бачурин

После того как меня попросили написать “пару слов” об ирландской скрипке, я долгое время не мог решить, о чем, собственно, писать. Говорить о разнице между ирландским и классическим стилями с использованием специальной терминологии, равно как и обсуждать вопросы типа “как сделать ролл на открытой струне” - интересно будет двум или трем читателям. Рассказывать об ирландских скрипачах и приводить примеры различных региональных манер игры - вряд ли будет вообще кому-либо интересно, так как найти сольные альбомы ирландских скрипачей даже в Москве почти невозможно. Давать советы относительно того, какие книжки или видеошколы стоит приобрести - совсем нереально, иногда подобные материалы сложно найти и европейцам.

Подумав над всем этим, я решил написать “обо всем понемножку”, стараясь не углубляться в экзотичные детали, ориентируясь на тех, кто слышал “Dubliners”, “Altan” или “Silly Wizard” и пользуясь тем, что на московской Горбушке появился пиратский диск “Celtic Fiddle Festival Encore”.

Скрипка - один из самых популярных музыкальных инструментов в Ирландии. Классический тип скрипки возник в Италии примерно к середине XVII века, а первое упоминание об исполнении на скрипке народной музыки в Ирландии относится к 1674 году, хотя существуют свидетельства об игре на смычковых инструментах, относящиеся к XI веку. Уже к 1720-м годам на Изумрудном Острове появляются собственные скрипичные мастера, самый известный из которых, Джон Нил (John Neal), был также автором и издателем первого собрания ирландской музыки.

Но “официальной” датой начала распространения скрипки в Ирландии считается 11 декабря 1793 года, когда в гавань Корка прибыл корабль со скрипками и смычками. Вероятно, к этому времени ирландцам порядком надоели волынки и арфы: посмотреть и попробовать поиграть на новом инструменте сбежался весь город, и из-за давки на причале три человека упали в воду и утонули. Это, впрочем, не убавило энтузиазма у первых ирландских скрипачей. Не убавило его и то, что первые несколько дней скрипки звучали ужасно, так как никто даже не знал, как их настраивать, а канифолью натирали не смычок, а нижнюю деку, чтобы скрипка не соскальзывала с плеча. Три волыночных мастера - Тимоти Кенна, Виллиам Кеннеди и Койн-старший - собрались в пабе “Murphy’s” на Фоллз Роуд в Дерри, чтобы за пивом обсудить, какую опасность новый инструмент может представлять для волынок. Разошлись они, придя к выводу, что скрипка - это такая же чепуха, как и труба. Через пару недель в том же пабе появился первый в Дерри скрипач.


Рассказывают, что на севере Ирландии, в графстве Донегол, в былые времена скрипку можно было слышать в каждом доме. Год назад, когда “Воинство Сидов” отмечало День Святого Патрика в пабе “Sally O’Brien’s” я сам имел возможность убедиться в том, что многие ирландцы умеют играть на этом инструменте: пока я пил пиво, один пожилой ирландец попросил у меня скрипку и под всеобщие аплодисменты исполнил хорнпайп “King Of the Fairies” - один из ирландских “стандартов”.

Репертуар ирландского скрипача состоит обычно из танцев (рилов, джиг, полек, хорнпайпов, вальсов и т.д.) и “медленных мелодий” (slow air), что уже само по себе определяет специфику игры на скрипке. С моей точки зрения, можно говорить о трех составляющих ирландской манеры игры - это украшения, акценты и отношение к мелодии. Украшения (например, быстрая серия коротких нот, которая играется вместо одной длинной) придают звучанию скрипки остроту и легкость, делают его похожим на щебетание птиц или журчание ручья. Акценты расставляются таким образом, чтобы мелодия ожила, чтобы у нее появилась внутренняя пульсация, именно они погружают слушателя в ритм танца. Очень важно также отношение исполнителя к мелодии: хороший скрипач никогда не станет играть один танец одинаково два раза, он постарается разнообразить мелодию вариациями. В хорошем исполнении всегда должен быть элемент творчества.

Пришло время оговориться, что не существует единой “ирландской манеры игры на скрипке”. В самой Ирландии можно выделить по меньшей мере семь региональных манер, хотя со второй половины уходящего столетия, в связи с распространением звукозаписи и эмиграцией в Америку, стало сложно однозначно определять, в какой региональной манере играет тот или иной скрипач. В общем можно сказать, что на севере Ирландии (в частности, из-за шотландского влияния) играют быстрее, агрессивнее и с меньшим количеством украшений, чем на юге. Примером северного, донегольского стиля может служить игра скрипачки из группы “Altan” Mэри О’Муни (Mairead Ni Mhaonaigh). Из наиболее известных донегольских скрипачей старшего поколения можно назвать Джона Дохерти (John Doherty, 1900-1982), а сейчас одним из наиболее популярных является Томми Пиплз (Tommy Peoples), чью игру можно слышать на альбоме групы “Bothy Band” 1975 года “The Bothy Band”.

Если составить представление о донегольском стиле хотя бы по записям группы “Altan”, живя в России, можно, то со стилем южным (графства Керри и Корк) дела обстоят значительно хуже. Для этого стиля характерна неторопливая и самоуглубленная игра, причем особенной популярностью среди южных скрипачей пользуются польки и слайды - разновидность джиг. На развитие южного стиля оказал огромное влияние скрипач из Керри Патрик О’Кифи (Padriag O’Keefee, 1888-1963).

Третьим широко известным стилем игры является стиль графства Слайго. Иллюстрацией его во многом печальной судьбы является полемика вокруг игры одного из наиболее известных современных скрипачей (которого можно услышать на диске “Celtic Fiddle Festival”) - Кевина Бурка (Kevin Burke), родившегося в Лондоне в семье эмигрантов из Слайго. Многие утверждают, что он играет в стиле Слайго, но сам Кевин Бурк отрицает это. Дело в том, что в начале века множество ирландцев из Слайго эмигрировали в Америку, где сложился своеобразный синтетический стиль, называемый “американское Слайго”. Таким образом, то, что привыкли считать манерой Слайго, на самом деле сильно отличается от того, как играют в самом Слайго. В целом же для манеры Слайго характерен быстрый темп и сложные мелодии с большим количеством украшений.

Примером достаточно индивидуальной манеры игры может служить то, как играет шотландец Джонни Каннингем (Johnny Cunningham) из группы “Silly Wizard”, которого также можно слышать на диске “Celtic Fiddle Festival”. Своя манера игры на скрипке, имеющая шотландские корни, существует в канадской провинции Новая Шотландия. Из ее представителей можно назвать скрипача и композитора Джерри Холланда (Jerry Holland).

В заключение хотелось бы дать несколько советов тем, кто, прочитав эту статью или послушав ирландских скрипачей, захотел сам научиться играть на скрипке “по-ирландски”. Самое главное: слушайте как можно больше записей и не думайте, что все так сложно, как кажется на первый взгляд. Если вы никогда не играли на скрипке, постарайтесь взять несколько уроков у преподавателя классики (иначе у вас могут возникнуть те же проблемы, что и у первых скрипачей Корка), обратившись в ближайшую музыкальную школу. Если вы играете, или когда-то играли на скрипке, постарайтесь найти книгу Matt Cranitch ”The Irish Fiddle Book” - лучшую из множества подобных книг. Она продается почти во всех интернет-магазинах, посвященных ирландской тематике.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет